12.10.2016 19:26
    Поделиться

    На Ямале пошла в рост добыча нефти

    Ямал намерен вернуть место в первой тройке нефтедобывающих регионов страны
    Промысловым компаниям, работающим на территории Ямало-Ненецкого округа, в текущем году удалось, судя по всему, переломить многолетний тренд - не только не допустить дальнейшего спада добычи нефти, но и совершить рывок. Чего никто не ожидал - некоторый рост намечали лишь в 2017-м. Мало того, жители края недавно услышали о возможности двукратного увеличения объемов добычи до конца десятилетия. Многим наблюдателям такое ускорение пока представляется маловероятным: себестоимость работ здесь очень высока, тогда как баррель по-прежнему сравнительно дешев. Но, может, потенциал арктической территории и промышленников недооценен?

    Ямальская нефтянка ушла в затяжную депрессию задолго до кризисов, о чем сегодня мало кто помнит. Обратимся к архивным источникам. Первый ощутимый спад зафиксирован в 2005-м. Извлекли тогда около 39 миллионов тонн - на три меньше прежнего. Все равно много. (Это шестая часть нынешних объемов Югры. Для сравнения: на юге Тюменской области сейчас, на пике добычи, берут из недр почти вчетверо меньше.) В 2010-м объем упал более чем на треть. Затем спуск стал пологим. В прошлом году регион, когда-то занимавший второе место после Югры по объемам добычи черного золота, дал 20,6 миллиона тонн.

    Предыдущей осенью окружной департамент экономики прогнозировал в 2016-м почти трехпроцентное снижение по отношению к 2014 году по нефти, на 5,2 процента - по газу, предполагая, впрочем, бурный рост по конденсату - почти на 42 процента. В начале года объективно судить о ситуации было сложно, поскольку департаменты экономики и природно-ресурсного регулирования публиковали противоречивые оперативные данные. По сведениям одного, нефтяники продолжали скатываться вниз, по информации другого, уверенно пошли в гору. Согласно последним заявлениям губернатора, сообщениям правительства ЯНАО, прирост несомненный, темпы впечатляют: с января по июль зафиксирована 19-процентная прибавка. В региональных сводках Росстата нет раскладки по видам извлекаемого сырья, лишь усредненный показатель "полезные ископаемые". По сей строке по итогам 8 месяцев округ вышел с плюсом в 3,5 процента в соотношении с аналогичным периодом прошлого года. Скромная цифра оттого, что газ и конденсат "в минусе", поясняют отраслевые эксперты.

    Почему столь долго, одиннадцать лет, продолжался спад? В отличие от природного газа, спрос на нефть довольно стабильный, до последнего времени в РФ добыча только увеличивалась. В отличие от соседней Югры, в ЯНАО ресурсы нефти по-прежнему колоссальные по масштабам региона - освоено лишь пять процентов начальных запасов. Основная причина торможения, в чем сходится большинство аналитиков, - истощение старых месторождений в сочетании с медленной разработкой новых. Они по понятным причинам требуют огромных денежных вливаний, в том числе в инфраструктуру: Ямал остается краем бездорожья и "плавающих" грунтов. Разбуривать шельфы сегодня нет смысла - вложения не окупить. (Хотя разведка не прекращается, в будущем году, к примеру, запланированы геолого-геофизические исследования 10 тысяч квадратов акватории Карского моря.)

    Разработка новых месторождений требует огромных вливаний, в том числе в инфраструктуру

    Ну а на зыбкой суше усилия инвесторов принесли-таки свои плоды. Возьмем Ярудейское месторождение, запущенное 10 месяцев назад. Суточные темпы добычи соответствуют годовой производительности в 3,5 миллиона тонн. Сильный старт. Посмотрим на Новопортовское на полуострове Ямал, открытое еще в 1964-м. Здешняя нефть с фирменным названием Novy Port по своим качественным характеристикам превосходит мировой стандарт Brent. Промысел стопорила проблема транспортировки. К интенсивному эксплуатационному бурению здесь прибегли лишь спустя полвека, когда приступили к реализации проекта переброски сырья по трубам к побережью залива для последующей загрузки в танкеры посредством наливного терминала. С весны суда регулярно курсируют Северным морским путем между Обской губой и Европой. В текущем году, как ожидается, удастся добыть два миллиона тонн, в 2017-м - уже пять. И это не предел.

    На другом арктическом полуострове - Гыданском - в сентябре запустили с виртуальным участием главы государства Восточно-Мессояхское месторождение, самое северное в материковой зоне РФ. В него вложено уже 85 миллиардов рублей. Залежи хотя и богатые (совокупные запасы оценены в 340 миллионов тонн), да взять их непросто. Две отечественные компании, объединившие финансовые и технические ресурсы для работы в "экстремальных" широтах, недавно завершили строительство скважины с горизонтальным отходом протяженностью без малого два километра. Такие относят в соответствии с международной классификацией к категории сверхсложных.

    А вот Русское месторождение, одно из самых крупных в РФ, не дается промышленникам с 1990-х. Оно, говорят специалисты, по всем параметрам настолько проблемное, что иные профессора зарубежных университетов рассказывают о нем как о показательном крепком орешке мировой нефтедобычи. Проблем десятки, первая из них - вязкость нефти, которую иногда образно сравнивают с медом. Она идеальна для выработки некоторых видов топлива, арктических масел, для производства битума. Но как ее доставить переработчикам через тайгу да болота? Сначала владельцы лицензии думали построить НПЗ рядом со скважинами. Затем решили использовать классический способ - прокачку в трубе, разбавляя тяжелую нефть легкой, имеющейся в относительной близости.

    Сроки ввода Русского в промышленную эксплуатацию несколько раз переносили. Сырье отсюда должно поступить в магистральный трубопровод Заполярье - Пурпе. В график нефтяники не укладываются и пока публично остерегаются называть время стыковки. Свежие новости таковы: индонезийская госкомпания дала предварительное согласие на вхождение в проект освоения Русского с долей в 37,5 процента, а Главгосэкспертиза одобрила проект четвертого этапа обустройства месторождения.

    Названный трубопровод, строительство которого обошлось более чем в 200 миллиардов рублей, окупится не за 19 лет, как предполагалось, а, согласно недавней корректировке, за четверть века. Его пропускная способность - 34 миллиона тонн, но добывающие предприятия показали свою немощь в обеспечении требуемых объемов в ближайшей перспективе. В сентябре, кстати, ожидался наряду с Восточно-Мессояхским торжественный запуск Пякяхинского месторождения, должного стать первым партнером нефтепроводчиков. Старт перенесли на более поздний срок, не конкретизируя дату. Паниковать, впрочем, рано: в проекте разработки Пякяхинского финал назначен на четвертый квартал.

    Самые оптимистичные прогнозы у губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. По его мнению, есть все шансы уже к 2020 году удвоить добычу, довести ее до рекордных 44 миллионов тонн. Не так давно минэкономразвития РФ предложило со следующего года формировать ТОРы - территории опережающего развития - в арктической зоне страны. В числе прочего они подразумевают систему преференций для отечественных и иностранных компаний. Ямал, разумеется, за.

    Поделиться