Патриарх мировой анимации, почетный президент "Крока" Юрий Борисович Норштейн редко выбирается из своей мастерской, почти не ездит по фестивалям, но на "Крок" выезжает всегда и активно включается в работу смотра. Особо в этом году отметили юбилей старейшей анимационной студии "Союзмультфильм". А что касается конкурса, на призы претендовало 139 мультфильмов из 42 стран. Весьма достойно и объемно на смотре, как обычно, были представлены Россия и Франция.
Режиссер мультипликации Екатерина Соколова делилась впечатлениями: "Мне нравится российская программа нынешнего смотра, сильная на общем фоне мировой анимации, но мне хотелось бы видеть в наших мультфильмах чуть больше смелости и экспериментов".
Действительно, наши мультипликаторы были представлены достойно. И многие стали лауреатами (хотя в жюри был лишь один российский режиссер - Игорь Ковалев). Приз имени Тонино Гуэрра за поэзию в кино достался дипломной работе Светланы Разгуляевой "Почему банан огрызается". Дипломом отмечен Евгений Фадеев за работу "Гамлет. Комедия". Приз в категории "Дипломная работа" получил ученик Александра Петрова - режиссер Дмитрий Иванов - за "Осколок". Особый приз имени Александра Татарского "За высший пилотаж" получила за свою дебютную работу "Кукушка" Дина Великовская.
Гран-при достался фильму из Великобритании "Эдмонд", главный герой которого страдает странной похотью: его постоянно тянет съесть того, кто ему симпатичен. По словам Михаила Алдашина, участвовавшего в отборе лент на фестиваль, "в зарубежном кино действительно оказалось больше Фрейда, а в российском - традиции".
Председатель жюри фестиваля Игорь Ковалев получил от своей работы положительные впечатления: "Я с большим интересом смотрел фильмы конкурсной программы. Есть очень интересные, очень сильные работы, их уровень просто поражает! Даже удивительно, что это всего лишь первые работы молодых режиссеров. Что касается впечатлений от фестиваля: "Крок" не похож ни на какой другой фестиваль - не только потому, что проходит на корабле. Не помню ни одного другого фестиваля, где каждый вечер после мастер-классов и показов проходило бы такое душевное общение".
По мнению режиссера Ивана Максимова, работавшего в селекционной комиссии, "Крок" интересен и как дополнительный повод привлечь внимание зарубежных коллег к нашим мультипликаторам. Во всем мире Россия известна именами таких мэтров анимационного кино, как Александр Петров, Игорь Ковалев, Юрий Норштейн. Но еще - и этим фестивалем.
Стоило ли отбирать такое большое количество фильмов? Игорь Ковалев и Михаил Алдашин считают: если их будет меньше, это повысит уровень фестиваля и облегчит труд жюри. "Конечно, не хочется обижать авторов, но...". По этому поводу Юрий Норштейн припомнил, как его "Ежика в тумане" не взяли на один фестиваль - не соответствовал социальной тематике. Ну и кто, скажите, не знает "Ежика в тумане"?