Минтрансу передана часть полномочий Росграницы, в том числе и по обустройству пунктов пропуска. Сегодня из 314 действующих пунктов пропуска не более 20 процентов оснащены по современным нормативам. То есть вложения требуется в более чем 200 пунктов, констатировал ранее замглавы ведомства Алексей Цыденов.
Вопрос, как собрать эти деньги. Есть предложение - брать плату за прохождение досмотра на пунктах пропуска и за счет этого содержать и развивать их сеть. Конечно, речь идет не о гражданах, а о пропуске грузовых железнодорожных вагонов, контейнеров и машин.
Летом на одном из заседаний говорили о создании на прилегающих к портам территориях предприятий вместе с бизнесом, а доходы от такого сотрудничества использовать для организации пунктов пропуска. Но сами пункты пропуска, по предложению минтранса, должны оставаться в госсобственности. Но, видимо, этот вариант не был одобрен. И ведомству пришлось сменить тактику.
Если говорить про опыт других стран, то пока ни в одной стране не введена плата за проезд автомобилей через госграницу. А вот один пример частно-государственного партнерства при создании пунктов пропуска есть. Так, на границы Турции и Ирана был построен за счет средств частных инвесторов комплекс с гостиницей, магазином беспошлинной торговли и помещениями для таможенников и пограничников, рассказал замгенерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Петр Павлюк. При этом нагрузки на транспортный бизнес не было, подчеркнул он. Инвестиции окупались не за счет услуги по пропуску через границу.
А вот введение платы за проезд может привести к росту тарифов на транспортные автоперевозки, считает он. Его поддерживает и гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Скажется ли введение платы за пересечение границы на транзитных перевозках грузов?
В первую очередь все будет зависеть от размера сбора. Если он будет в допустимых пределах, то это влияния на объемы транзитных перевозок не окажет, считает Павел Иванкин. Такой же точки зрения придерживаются и другие эксперты.
При этом Петр Павлюк считает, что надо больше внимания уделять повышению пропускной способности пунктов, тогда расширять их площади будет не нужно. Задача минтранса - сокращение длительности процедур контроля грузов и транспорта в пунктах пропуска.
Как ранее говорил замглавы минтранса, глава Росморречфлота Виктор Олерский, часть существующих требований являются избыточными. И сейчас в рамках "дорожной карты" идет работа над упрощением порядка перемещения товаров и транспорта через таможенную границу Евразийского экономического союза. И одним из важных моментов при пропуске через границу является организация досмотровых площадей внутри страны, отмечают в Ассоциации международных автоперевозчиков.
Минтранс также подготовил поправки в законодательство, которые должны отменить дублирование сведений о грузе и товаре, представленных в электронном виде и на бумаге. Но когда они будут приняты, пока не известно.
В 2017 году также планируется перейти на единую электронную подпись при взаимодействии со всеми госорганами власти, что также должно упростить прохождение всех таможенных процедур.