Конструкторам и судостроителям еще только предстоит реализовать данный проект. А вот военные моряки получат свой, если можно так выразиться, ведомственный ледокол "Илья Муромец" проекта 21180 уже в конце будущего года. Летом его уже спустили на воду в питерских "Адмиралтейских верфях".
Известно, что экипаж этого мощного судна займется всесторонним обеспечением Арктической группировки Военно-морского флота России, в том числе будет участвовать в гидрографических исследованиях Северного Ледовитого океана.
Такие исследования наши военные проводят в Заполярье уже многие десятилетия и практически всегда отмечаются серьезными открытиями. Буквально на этой неделе в пункт постоянного базирования в поселке Мишуково Мурманской области после очередной экспедиции вернулось гидрографическое судно "Визир" Северного флота.
Представитель СФ капитан 1 ранга Вадим Серга рассказал корреспонденту "РГ", что в этом походе военные моряки и ученые подтвердили сделанное ранее открытие - в районе ледника Розе у побережья Новой Земли они своими глазами увидели два ранее не указанных на карте острова. "Больший из них имеет длину около 400 метров", - уточнил офицер.
В каком-то смысле экипаж "Визира" можно назвать первопроходцем тех стылых вод. А впервые расположенные в этом районе острова в сентябре "разглядели" радиолокационные станции другого гидрографического судна - "Горизонт".
Североморцы отметились в этой экспедиции и другими важными открытиями. На месте отступивших в глубь суши ледников Нансена, Мощный, Вершинского, Рождественского, Средний они обнаружили еще несколько неизвестных островов и мысов. А восточнее острова Визе выполнили подробную съемку рельефа дна. Прежде на арктических картах здесь значилось огромное "белое пятно" площадью около 1500 кв. км. Капитан 1 ранга Вадим Серга сказал, что на основе сделанной с борта "Визира" съемки позже будут изданы новые руководства и пособия для плавания в здешних водах.
Масштаб научных исследований военных гидрографов Северного флота на самом деле впечатляет. По словам Вадима Серги, в ходе арктической экспедиции они произвели более 11 тысяч километров маршрутного промера, выполнили грунтовую и топографическую съемки вдоль Северного морского пути. Маршрут судна пролегал через Баренцево и Карское моря, по морю Лаптевых. Исследования шли на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Новая Земля.
Помимо чисто научных целей экспедиция активно работала в интересах ВМФ России. Так, группа под руководством капитана 3 ранга Рената Тинчурина во время похода взяла на себя навигационно-гидрографическое обеспечение действий отряда боевых кораблей Северного флота. Это произошло накануне высадки морского десанта на остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и остров Северный архипелага Новая Земля.
Не секрет, что исследования военных гидрографов важны и с точки зрения обеспечения безопасности Арктической зоны России.