Договору о сотрудничестве между Москвой и Загребом скоро исполнится 15 лет. Мэр хорватской столицы Милан Бандич занимает свой пост на год больше, поэтому может судить, что из намеченного тогда получилось.
- Это как раз тот случай, когда практически все намерения воплотились в жизнь, - говорит он. - Например, в области культуры, в деле создания общественных организаций, в сфере транспорта, экологии. Мы воспользовались вашим опытом в технологиях очистки воды. Именно москвичи создали очень хорошие фильтры. Я знаю, что Москва сейчас широко использует практику оплаты водителями парковок через смс. А пионерами в этом деле были мы.
Москва - огромный город. Загреб не такой большой, но заботы у городских властей очень похожие: ЖКХ, общественный транспорт, социальная политика, здравоохранение... За последние пятнадцать лет я много раз навещал вашу столицу, встречался с Сергеем Собяниным и всегда с радостью замечал те позитивные перемены, которые там происходят.
Бургомистр Вены Михаэль Хойпль тоже старожил столичной ратуши, рекордсмен среди европейских градоначальников: двадцать два года руководит одним из красивейших городов мира. И он также вполне удовлетворен теми контактами, которые сложились с администрацией Москвы. Эта городская дипломатия, подчеркивали все мои собеседники, особенно важна сейчас, когда на межгосударственном уровне развернута война санкций, многие прежние связи свернуты.
- Я сказал скептикам: вот именно сейчас, когда общение на уровне правительств затруднено, наши поездки в Россию имеют особое значение, - говорит мэр Милана Джулиано Пизапиа. - Диалог не должен прерываться ни в коем случае, иначе быть беде. Мы подписали Меморандум о сотрудничестве с Москвой, в котором определены основные направления наших отношений в различных сферах. Это культура, туризм, образование, здравоохранение, социальная политика, транспорт, экология. Проблемы мегаполисов у всех примерно одинаковы и их гораздо легче решать совместными усилиями. Например, наша муниципальная инжиниринговая компания и структуры вашего РЖД создали совместное предприятие, которое занимается решением транспортных проблем в российской столице.
И таких сфер, где москвичи удачно воспользовались опытом западноевропейских столиц, много. Взять, к примеру, пешеходные зоны. У нас их становится все больше. Но есть города, где весь центр отдан пешеходам. Скажем, столица Словении. В сравнении с Москвой это как территория внутри Бульварного кольца. И там действительно нет никаких машин, исключения делают лишь для автомобилей экстренных служб. И, разумеется, для велосипедистов, которые составляют треть населения Любляны.
Глава города (по-местному - жупан) Зоран Янкович в разговоре признался, что представители московской мэрии и даже министры городского правительства приезжали в Словению, интересовались, как устроены эти зоны.
- Рад, если мы чем-то помогли, - говорит он. - Я в свой последний приезд к вам обратил внимание на то, что москвичи охотно гуляют по своему городу, семьями, дружескими кампаниями, теперь это совсем другие лица, чем те, которые видел четверть века назад. Заметно, что люди гордятся своей столицей, своей страной.
А мэр Милана Джулиано Пизапиа с гордостью поведал мне, что только за последний год миланцы высадили 50 тысяч деревьев. В тех парках, где гуляют дети, запретили курение.
Синьор Пизапиа особенно гордится своими успехами в том, что касается борьбы с пробками. В частности, широким внедрением системы car-sharing.
- Это не наше изобретение, - поясняет он. - Однако именно мы продвинулись здесь дальше других. Сейчас две тысячи автомобилей рассеяны по всему Милану. Как правило, это или электроприводные машины, или маленькие смарты. С помощью сотового телефона вы определяете, где припаркован ближайший автомобиль, берете его и - вперед. Оплата также осуществляется дистанционно. Этот проект в сочетании с развитием общественного транспорта позволил нам на 30% снизить спрос на приобретение личных машин, а значит - решить проблему пробок, улучшить экологическую ситуацию. Особенно популярна эта услуга у молодых людей. Всего же около трехсот тысяч миланцев пользуются ею.
Мэр крупнейшего итальянского города считает, что в борьбе с пробками нет определенных рецептов для всех столиц.
- Только комплексные усилия могут дать результат, и, насколько я убедился, москвичи выбрали верный курс: развивают общественный транспорт, вводят платные парковки, строят развязки... Мы же пошли еще и на такую непопулярную меру, как платный въезд в центр города. Наши усилия не прошли даром. Последние измерения экологов показывают, что пыли и вредных частиц в атмосфере Милана стало на 35% меньше. Широкое использование электромобилей, электроавтобусов, трамваев, метро, car-sharing - это работает на благо горожан.
Кстати, и в Любляне городские власти поставили своей задачей сделать так, чтобы половина автомобилистов отказалась от собственных авто. В рамках программы car-sharing город уже закупил пятьдесят небольших электромобилей BMW типа смарт. Там также уже десять лет эффективно работают перехватывающие парковки на основных въездах в город. Человек оставляет машину, покупает билет за 1,5 евро, за эти деньги в течение суток он может пользоваться городским транспортом и не беспокоиться за сохранность своей машины. Каждый день на таких парковках находят приют десятки тысяч автомобилей.
Еще одна острая проблема, характерная для всех мегаполисов - это мусор. Тут у нас было явное отставание от Европы, которое сейчас Москва пытается наверстать и опять-таки с учетом сложившегося мирового опыта.
В Милане более трех миллионов своих жителей плюс 12 миллионов туристов в год. И каждый оставляет после себя горы мусора.
- Людей не сразу удалось приучить разделять бытовые отходы, пришлось провести мощную разъяснительную кампанию, - рассказывает Джулиано Пизапиа. - Еще мы устроили соревнование между всеми девятью районами города с символическими призами. И теперь 53% всего городского мусора у нас сепарируется, а разделенные отходы затем подлежат переработке. 98 тысяч городских квартир и множество общественных зданий отапливаются энергией, полученной из мусора.
Но еще дальше пошли в этом деле муниципальные власти Вены. Построенный там мусоросжигательный завод больше напоминает красивый развлекательный центр или сказочный замок. Тепло от сжигания мусора идет на обогрев более ста тысяч домов австрийской столицы.
Бургомистр Хойпль рассказал мне такую историю:
- Как-то сюда приехал мэр Мадрида, и я пригласил его на обед в ресторан, который находится на смотровой башне. Мой гость, рассматривая с высоты Вену, спросил: "Скажите, что это за красивое здание там, вдали? И что это за ужасное здание неподалеку от него"? Я ответил: "Здание, которое показалось вам ужасным, это самая лучшая больница Европы. А красивое - это мусоросжигательный завод". Больше вопросов он не задавал. Когда на улице очень холодно, вы можете рассмотреть белую дымку из труб. Но это лишь водный конденсат, пар, не содержащий вредных примесей. Такие замечательные технологии!
Надо ли после этого удивляться тому, что недавно Вена была снова признана лучшим городом мира по качеству жизни. А в рейтинге городов по уровню личной безопасности она заняла пятое место.
В Любляне мусороперерабатывающий завод, построенный по самым современным технологиям, способен "проглатывать" одну треть бытовых отходов всей Словении. Он обошелся городу в 150 миллионов евро, но зато теперь сюда едут специалисты со всего мира - для того, чтобы познакомиться с этим чудом.
- Что касается чистоты, то мы начинаем еще в детсадах учить малышей бережно относиться к окружающей среде, - поведал Зоран Янкович. - Мусорные контейнеры на улицах спрятаны под землей. Если кто-то вдруг нечаянно или нарочно оставит мусор на асфальте, то ему грозит большой штраф. Если ресторан или кафе будут замечены в подобном нарушении, то им придется заплатить в городскую казну 10 тысяч евро.
Все градоначальники, с которыми я беседовал, в один голос отмечали те позитивные перемены, которые происходят сейчас в российской столице.
- Сначала меня поражали масштабы строительства. Теперь вижу, что вы стали больше внимания уделять комфорту городской среды - появились новые парки, пешеходные зоны, стали опрятнее улицы, - это Зоран Янкович.
- Ваш город очень чистый, я бы даже сказал, безупречно чистый. Прекрасная подсветка зданий в вечернее время. Поразили огромные масштабы строительства транспортных развязок. Тут я даже почувствовал некую профессиональную зависть к господину Собянину, нам таких инвестиций не выделяют, - это Джулиано Пизапиа.
- Мы регулярно встречаемся на разных уровнях, обмениваемся мнениями и опытом по самому широкому спектру. И я бы поостерегся давать советы команде Собянина, она не нуждается в них, там работают высокие профессионалы, - Михаэль Хойпль.
- Я хорошо помню тот холодный зимний день, когда мы в Москве пятнадцать лет назад подписывали договор о сотрудничестве: мороз был под тридцать градусов, да еще с ветром. Но наши отношения выдержали и непогоду, и другие испытания, - Милан Бандич.
...А жизнь продолжается. И хорошо, что в ней есть такая традиция: Дни Москвы в крупнейших городах Европы и Дни европейских столиц в Москве. Хорошо, что идет постоянный обмен рабочими группами, официальными делегациями, деятелями культуры, спортсменами. Правы градоначальники: проблемы глобального мира можно решить только сообща.