В планах - к 2020 году обеспечить приморский рынок собственным цельным молоком не менее чем на 60 процентов. Сейчас этот показатель равен 40. Есть и еще одна говорящая цифра: в 2016 году надой на одну фуражную корову достиг 5491 килограмма. Разница с уровнем 2010 года - около двух тысяч килограммов.
- Это лучший результат в Дальневосточном округе, - рассказывает исполнительный директор Союза животноводов Приморья Юрий Черкашин, отмечая, что свою роль сыграли завоз импортного поголовья, улучшение генетического потенциала и полноценное кормление коров.
Однако летом 2016-го Приморье пережило сильное наводнение, которое принесло многомиллионные убытки сельскому хозяйству. Не отбросит ли разгулявшаяся стихия молочное животноводство назад, узнавала корреспондент "РГ".
"Грин Агро" - самое крупное в Приморье и на всем Дальнем Востоке хозяйство, которое за четыре года "сделало погоду" на рынке молока. Здесь уже построен один комплекс на 1,8 тысячи голов дойного стада и началось строительство второго, аналогичного по мощности. Планируется, что общее количество буренок через несколько лет достигнет 5,4 тысячи, которые в сутки будут давать до 120 тонн молока. Это позволит полностью обеспечить сырьем молокозавод, построенный в Артеме.
- Наводнение нас не коснулось. Поля, где выращиваются корма, не попали в зону затопления. Часть кормов, которые не можем произвести, к примеру, добавки или витамины, мы покупаем, но не в Приморье, в центральных регионах России или за границей, так что их дефицита или подорожания не ждем, - рассказал генеральный директор компании Александр Беккер.
А вот одному из старейших приморских хозяйств, сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новолитовское", по словам его директора Николая Лемешевского, "наводнение напакостило".
- В Екатериновке и долине Партизанской, где наши поля расположены на территории трех бывших совхозов, утонуло все. По предварительным подсчетам, 400 тонн овса и около 600 тонн сои. Это большие потери. В Новолитовском последние несколько лет мы проводили противопаводковые мероприятия, и здесь урожай не погиб. Но ураган потрепал кукурузу, а кроме того, случилось нашествие на поля диких кабанов. Сегодня у нас есть переходящий резерв с прошлого года, кроме того, успели собрать тысячу тонн зерна до беды. Думаю, мы пройдем зиму, не покупая корма, и сможем помочь пострадавшим коллегам, - говорит он.
По мнению Лемешевского, главной проблемой для его хозяйства, в котором сейчас содержится 300 голов дойного стада, стал не природный катаклизм, а сложившиеся экономические условия. Из-за "пляски цен" хозяйство не смогло в назначенные сроки достроить комплекс на 200 коров. В надежде на его быстрое возведение буренок "уплотнили", так что пока они живут в условиях перенаселенности.
- Комфорт для коровы главное. Только в хороших условиях растут надои. Сейчас каждая дает около пяти тонн молока в год, хотя раньше - около семи, - говорит директор СХПК.
Как отмечает Юрий Черкашин, из-за наводнения пострадал целый ряд хозяйств, при этом обошлось без серьезных потерь скота (по данным администрации края, погибло всего 25 коров. - Прим. ред.), проблемы - в заготовке кормов.
- К примеру, ФГУП "Дальневосточное" под Артемом в 2014 году запасло 14 центнеров грубых и сочных кормов на условную голову, в 2015-м - 16, а сейчас только восемь. В 2015-м они надоили шесть тонн на корову, а в 2017 году с такой кормовой базой смогут получить в лучшем случае 4,5 тонны, - делится он расчетами животноводов. - Поэтому они думают о дополнительной заготовке и покупке кормов.
Есть хозяйства, у которых кормов хватит на 100-150 дней зимы, в то время как в стойловый период скот нужно чем-то кормить больше 220 дней.
Производители, пользуясь повышенным спросом, могут поднять цены на корма вполовину. В сутки корове нужно около четырех килограммов только зерна, и если самые популярные ячмень и овес подорожают до 8-10 рублей, это неизбежно отразится на себестоимости и в конечном итоге на розничной цене молока. Между тем сегодня в рознице литр натурального продукта - 90-100 рублей.
- Таким образом, не исключено, что некоторые хозяйства начнут производить продукцию из сухого молока, выдавая ее за натуральную и пользуясь отсутствием надлежащего контроля. Или же, чтобы сократить затраты и выжить, станут пускать скотину под нож, - рисует Черкашин мрачные картины грядущей зимы.
Он предлагает обратиться к опыту прежних лет - ведь стихия пришла в Приморье не в первый раз.
- Каждый год интервенционный фонд закупает зерно у российских производителей из центральных регионов страны. Сегодня килограмм продукта там стоит около пяти рублей. Если обнулить железнодорожный тариф и привезти зерно в Приморье, то это сможет помочь нашим хозяйствам. А для того чтобы приморские производители зерновых не пострадали, можно попросить производителей молока и мяса покупать, к примеру, 20 процентов необходимого количества у местных, а остальное - из интервенционного фонда. Если мы срочно не решим эту задачу, через два месяца начнутся серьезные проблемы, - уверен глава Союза животноводов Приморья. - Есть возможность, кроме того, улучшить баланс грубых кормов за счет соевой соломы.
Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края, руководитель первой в крае роботизированной молочной семейной фермы Алексей Раченков смотрит в будущее оптимистичнее.
- В основном стихия прошлась по тем районам, которые к молочному животноводству большого отношения не имеют. Но проблемы, конечно, будут, в том числе и спекуляция на кормах, - соглашается он.
По мнению эксперта, прирост производства стоит ожидать, в основном, за счет введения в строй крупных предприятий. Что касается хозяйств населения, где по-прежнему содержится немало буренок, то здесь ситуация сложнее. Жителей в селах становится меньше, соответственно, снижается количество личных подсобных хозяйств. Нет в деревнях рынка сбыта. В чистом виде нет и кооперации, когда несколько семей объединяются для продажи своей продукции. Периодически появляются предприниматели, которые начинают скупать сырье у населения и отвозить на молокозавод, который принимает его по 25-26 рублей за литр. Но и посредник должен что-то заработать, поэтому берет молоко по 18-20 рублей. Цена небольшая, чтобы быть выгодной.
Несмотря на то что производство молока постепенно будет переходить в "пользу" крупного бизнеса, крестьянские хозяйства также продолжат заниматься этим, прогнозирует Алексей Раченков.
- На днях я разговаривал с фермером из Яковлевки, который планирует построить ферму. Так что желающие есть, - приводит он пример. - Но когда заработают все технические регламенты на молоко и молочную продукцию, их ждут дополнительные затраты на покупку оборудования. С другой стороны, покупатели будут точно знать, что платят за натуральное молоко.
Между тем
В Приморском крае зарегистрирована российско-китайская компания, планирующая создать молочный животноводческий комплекс на десять тысяч коров на территории Михайловского района. Кроме того, в Шкотовском районе еще одна компания с китайскими инвестициями намерена построить животноводческий комплекс на 3250 коров. Фирма уже арендовала 7193 гектара сельскохозяйственных земель.