Председательствовавший на сессии министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что если депутаты Госдумы утвердят законопроект осенью, то в пилотных регионах модель может начать действовать с 1 января 2017 года. Планируется, что в остальных регионах на нее перейдут с начала 2019-го, по решению властей субъекта федерации. Реформа призвана решить главные проблемы российского теплоснабжения - привлечь инвестиции за счет долгосрочных и понятных гарантий, снизить риски, повысить эффективность системы и качество оказания услуг потребителям.
Суть реформы - в снижении административного давления на бизнес и создании экономических стимулов для улучшения состояния централизованного теплоснабжения. Прежде всего, меняется роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Она будет не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии в зоне своей деятельности, но и станет единым центром ответственности в системе теплоснабжения перед потребителями и властью. Для реализации этой функции ЕТО предоставляют полномочия по оптимизации и развитию системы теплоснабжения, организации отношений с потребителями, а контроль ее деятельности осуществляют органы власти. Новая модель предполагает переход от государственного регулирования тарифов к договорным ценам на тепловую энергию. Для защиты интересов конечного потребителя цена будет ограничена расчетной стоимостью тепла от альтернативного источника - локальной котельной.
Выступивший на панельной сессии первый заместитель главы администрации Рубцовска Дмитрий Фельдман попросил довести проект реформы до логического завершения и включить город в список пилотных территорий.
- Каждую осень горожан больше всего волнуют вопросы: будет ли отопление, горячее водоснабжение? И это не праздное любопытство. Метод формирования тарифов, который действует сейчас, таков, что население уже говорит о невозможности оплаты. Но при этом сами тарифы не позволяют поддерживать систему теплоснабжения в более-менее нормативном состоянии.
Дмитрий Фельдман подчеркнул, что последние пятнадцать-двадцать лет система теплоснабжения Рубцовска остро нуждается в инвестициях.
- Раньше город отапливался ТЭЦ Алтайского тракторного завода. Около половины вырабатываемого тепла шло на производственные нужды, а остальное - Рубцовску, и этого хватало. Но завода больше нет, тарифы резко повышать не стали, амортизационные отчисления не поступают, и, соответственно, поддерживать такой большой теплоисточник в нормативном состоянии стало невозможно. В больших городах можно решить проблему за счет конкуренции инвесторов. Но в Рубцовске с числом жителей 146 тысяч человек общий объем платежей населения не превышает миллиарда рублей. А чтобы привести в порядок теплоэнергетический комплекс города, необходимо полтора-два миллиарда. В августе нынешнего года появился инвестор - Сибирская генерирующая компания, который провел актуализацию схемы теплоснабжения, подготовил все необходимые технические решения. Но вопрос в том, что инвестиции нужны уже сегодня, и необходим закон, который бы давал возможности и гарантии возврата вложенных средств минимум в течение двенадцати-пятнадцати лет, - подчеркнул Дмитрий Фельдман.
По мнению рубцовского чиновника, единственная возможность решить эту проблему - переход на модель регулирования по принципу альтернативной котельной. Других вариантов для таких городов как Рубцовск просто нет.
Генеральный директор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Владимир Рашевский заявил, что если сейчас начать инвестиционный процесс в теплоснабжении на основе предлагаемой министерством модели, можно ожидать дополнительного роста ВВП страны на 0,3 процента.
- Предлагаемый законопроект совершенно адекватен ситуации, в которой мы находимся, - уверен губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. - Эту модель нужно внедрять и развивать. Переход на нее не только даст приток инвестиций, которых сейчас практически нет, но и всерьез поменяет тарифную политику. У меня не было бы никаких вопросов, если бы тариф определял преобладающий производитель энергии. Сейчас у каких-то "самоварных" котельных тарифы в три раза выше, чем у серьезных компаний. Красноярский край тоже готов участвовать в пилотном проекте, но нужно учитывать специфику регионов. Например, в Красноярском крае нет природного газа, то есть, нет технологических альтернатив в сравнении с той же Новосибирской областью, да и к качеству угля возникают вопросы. А для теплоснабжения, его регулирования и тарифообразования это очень важно.
При этом Виктор Толоконский полагает, что сегодня не стоит ставить первоочередной задачей рост тарифов.
- Их уровень достаточен, они обеспечивают высокую рентабельность. Но ситуация такова, что все хотят быть операторами и управлять рынком, не делая серьезных инвестиционных вложений. Дело не только в неэффективном регулировании, но и в ряде других причин, связанных с состоянием финансового и инвестиционного рынков России. В этом плане ЕТО имеет более высокую эффективность из-за более низкой себестоимости тепла. И если эта модель заработает, мы получим гораздо большую инвестиционную составляющую, необходимую для дальнейшего развития. Но качественного перелома в инвестиционном процессе не стоит ожидать, если только надеяться на тарифную инвестиционную составляющую. Инвесторам нужно вкладывать собственные средства. Да, будет более длительный срок окупаемости, но это гарантированный рынок, без колебаний, - отметил красноярский губернатор. - Не сомневаюсь, что при правильном регулировании инвесторы придут в эту сферу и эффективность вложений окажется выше, чем в электроэнергетике, ведь здесь более конкретный и локализованный рынок, все легко просчитать. Мы очень быстро наладим систему, которая существенно снизит платежи потребителей. Ведь сегодня приходится платить и за горячую воду, и особенно за тепло без надлежащего учета. И когда эта система заработает, валовая выручка существенно снизится. Переложить разницу на тариф сразу будет невозможно. Следовательно, нужно искать какие-то амортизаторы для инвесторов, которые правильно должны оценивать свои перспективы, и чтобы не возникало рисков из-за естественной экономии.
По мнению Толоконского, кроме базового закона в сфере теплоснабжения необходимо внедрить типовой договор между субъектом федерации и единой теплоснабжающей организацией. Потому что в России теплоснабжение - не вполне рыночная система, там многое зависит от взаимных обязательств. Разработанный федеральным правительством типовой договор позволит учитывать такие нюансы.
Александр Новак, министр энергетики РФ:
- Новая модель рынка тепла обсуждается не первый год. В Швеции и других северных странах Европы доля комбинированной выработки тепла доходит до ста процентов. К сожалению, в России после 1990 года эта доля снижалась, и отпуск тепла в системах централизованного отопления сократился почти в два раза. ТЭЦ в среднем загружены не более чем на тридцать процентов от установленной мощности, а котельные - на уровне пятнадцати процентов. Выросло число мелких теплоисточников. Фактически идет "котельнизация" страны - за десять лет их стало больше на двадцать процентов. Как следствие - износ оборудования и перерасход топлива. Лишь 25 процентов энергетических котлов и 36 процентов турбин моложе тридцати лет. Потери тепла - в три раза выше, чем в странах, где применяется комбинированная выработка тепла. Инвестиции в отрасль довольно низкие - порядка сорока миллиардов рублей в год, хотя потребность - в шесть раз больше, около 250 миллиардов. Причины такого положения мы видим в устаревшей системе регулирования и неэффективной модели отношений в отрасли.