13.10.2016 07:10
Поделиться

В регионах Урала выросли долги по зарплате

Благополучный Ханты-Мансийский автономный округ на прошлой неделе стал ареной экономического скандала. По региональным и федеральным СМИ прокатилась информация о многомиллионных долгах одного из предприятий Нижневартовска перед работниками. Люди даже начали поговаривать о забастовке. Как только ситуация получила огласку, разбираться в ней стали правоохранительные и надзорные органы: следственный комитет, окружная прокуратура, госинспекция труда. И вот что им удалось выяснить.

Даже аванс не отработали

Строительно-промышленный комбинат (СПК, который, к слову, частично контролируется депутатом Тюменской областной Думы Вячеславом Танкеевым) действительно имеет задолженность перед 466 работниками на сумму почти 60 миллионов рублей. Люди не видят денег с мая. Еще предприятие задолжало налоговой инспекции и партнерам. Один из кредиторов уже подал заявление в Арбитражный суд ХМАО о банкротстве компании, однако пока оно оставлено без движения. Госинспекция труда оштрафовала юрлицо и гендиректора, а также направила в мировой суд ходатайство о дисквалификации последнего. Следственный комитет пошел дальше и возбудил против генерального директора СПК Эдуарда Лушникова уголовное дело по статье 145.1 - "Невыплата заработной платы".

В разговоре с югорскими журналистами сам Лушников объяснял сложившуюся ситуацию тем, что предприятие так и не смогло встать на ноги после кризиса 2010 года. Также он заявил, что для погашения задолженности перед работниками совместно с фондом "Жилище" под контролем правительства Югры была разработана программа, предусматривающая реорганизацию и оптимизацию расходов.

Между тем в ряде СМИ появилась информация со ссылкой на руководство СПК о том, что расплатиться с сотрудниками предприятие не может именно потому, что фонд "Жилище" - основной заказчик строительной компании - задерживает выплаты по своим обязательствам. Однако руководство региона опровергло эти сведения. По словам замгубернатора Югры Дмитрия Шаповала, задолженности перед комбинатом у фонда нет. Более того, он перевел компании 236 миллионов рублей в качестве аванса, который до сих пор остается неотработанным.

Как бы то ни было, реорганизация, о которой упомянул Лушников, состоялась. Теперь Строительно-промышленный комбинат стал называться Югорской строительной корпорацией. Руководителем назначили бывшего технического директора СПК Всеволода Дубинина. В разговоре с корреспондентом "РГ" он не стал делиться планами ликвидации задолженности перед работниками, сказав лишь, что он сам задается вопросом, когда ему выплатят долг за два месяца.

Между тем, как рассказала начальник отдела кадров комбината Ольга Ушмаева, почти весь коллектив перешел в новую организацию, хотя никаких гарантий людям не давали. На вопрос, почему они до сих пор терпят такое к себе отношение и продолжают работать, кадровик отвечает:

- Вы меня спросите, почему я терплю. Муж кормит, поэтому, наверное, до сих пор работаю. Все надеются, что рано или поздно долги компенсируют. Вот майскую зарплату уже почти выплатили. Мне по моему профилю в городе идти работать некуда, поэтому остается ждать и надеяться.

Без злого умысла

Сколь бы подозрительной ни выглядела эта история, надзорные и правоохранительные органы все-таки призывают не выискивать ни в ней, ни в подобных криминальные корни. Их представители говорят, что в большинстве случаев долги перед работниками возникают в силу экономических обстоятельств, а не по злому умыслу руководителей. Тем не менее количество уголовных дел, возбуждаемых по статье об умышленной невыплате заработной платы, растет. Так, по данным регионального управления СК РФ, за 9 месяцев этого года в Югре было возбуждено 21 такое дело, тогда как за аналогичный период 2015-го - только десять. Практически в ста процентах случаев наличие состава преступления подтверждается.

В соседней Свердловской области уголовных дел против работодателей возбудили еще больше - 37 за период с января по сентябрь 2016 года. Правда, половину из них прекратили, поскольку компании в полном объеме смогли погасить задолженность перед работниками.

Сложности с выплатой зарплаты возникают тогда, когда заказчики несвоевременно или не в полном объеме оплачивают работу подрядчиков. В сфере жилищного строительства - из-за снижения спроса на новые квартиры

- Все дела, касающиеся долгов по зарплате, находятся на контроле у председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, поэтому каждому известному нам факту мы даем принципиальную правовую оценку. В то же время изучение материалов уголовных дел показывает, что если у предприятия есть активы, то его руководитель, как правило, добровольно гасит задолженность, не дожидаясь наложения ареста на имущество, - говорит Максим Чалков, представитель следственного управления СКР по Свердловской области.

Нет оплаты - нет зарплаты

Сотрудники госинспекции труда подтверждают: ситуация с задержкой зарплат в регионах Уральского округа действительно обострилась.

Так, в ХМАО общая сумма задолженности по зарплате достигла 786 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году эта цифра составляла 618 миллионов, а в позапрошлом - 280. Львиная доля текущего долга - 475 миллионов рублей - "вклад" строительных компаний. Только 266 миллионов из них на сегодняшний день удалось взыскать.

- Как правило, сложности с выплатой зарплаты возникают тогда, когда заказчики несвоевременно или не в полном объеме оплачивают работу подрядчиков. В сфере жилищного строительства задолженность возникает из-за снижения спроса на новые квартиры. Их не покупают - нет денег на стройматериалы - сроки сдачи новых объектов срываются - следуют финансовые санкции. Кроме того, у застройщиков образуется задолженность перед внебюджетными фондами (ПФР, ФСС), которые выставляют инкассо по счетам компаний, после чего их финансово-хозяйственная деятельность, как правило, прекращается, - рассказывает Анна Паутова, главный специалист-эксперт госинспекции труда по Югре.

Другой работы не найти

Ее коллеги из Свердловской области просят отметить, что массовой проблемы с задержкой зарплат в регионе нет. Но есть очень сложные ситуации, в которых трудно спрогнозировать, смогут ли предприятия в итоге расплатиться с работниками.

- По сравнению с прошлым годом задолженность по зарплате выросла. Растет и число обращений в инспекцию. На сегодняшний день их количество приближается к 8000, тогда как в прошлом году в это время было около 6700, еще годом ранее - 6200, а в 2013-м - 5100. Большинство жалоб так или иначе связано с зарплатой или другими выплатами, - рассказывает Михаил Балакин, заместитель руководителя госинспекции труда по Свердловской области.

Проблемные компании есть в Екатеринбурге, Карпинске, Талице, Ирбите, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и других городах. По словам Михаила Балакина, в большинстве своем это крупные, часто градообразующие или системообразующие предприятия. Среди них финансовая организация, завод строительных конструкций, завод радиоаппаратуры, монтажная, транспортная, электромонтажная и другие фирмы. В общей сложности они должны 86 миллионов рублей полутора тысячам сотрудников.

Также в Свердловской области много долгов перед работниками числится и за предприятиями из сферы ЖКХ. Особенно плохо дела обстоят в небольших городах, селах, дотационных районах, одним словом, там, где низка собираемость коммунальных платежей. Управляющие компании встают перед выбором: платить поставщикам ресурсов или работникам. И часто выбирают первых в ущерб вторым. Тем не менее обиженные сотрудники, как правило, остаются работать на своем месте. Причина та же: зачастую в своем населенном пункте другой работы им не найти.

Между тем

В октябре вступили в силу существенные изменения в трудовом законодательстве. Так, с трех месяцев до года увеличен срок обращения работника в суд с иском о невыплате или неполной выплате зарплаты. При этом он может выбрать, в какой суд обратиться - по месту нахождения работодателя или по месту жительства истца. Кроме того, усилена материальная ответственность компаний за задержку зарплаты. Теперь за каждый день просрочки работник имеет право получить помимо суммы основного долга еще и проценты, равные 1/150 доле ключевой ставки Центробанка. Административный штраф за невыплату или неполную выплату зарплаты составляет от 30 до 50 тысяч рублей для юридических лиц, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от одной до пяти тысяч для индивидуальных предпринимателей.