В России начался бум в сфере услуг по хранению личного имущества

В России растет спрос на услуги хранения дачных вещей. А строительство или аренда складов сулит доход молодому бизнесу.

По данным Ассоциации компаний индивидуального хранения, объем складских помещений в Москве с 2008 года вырос в 21 раз: с 4656 до 98 299 квадратных метров в 2016 году. А средний уровень наполняемости достиг 70 процентов против 67 процентов в 2014 году. К концу года в Москве ожидается открытие еще 4 складов площадью в 12 тысяч кв. м. Бум по созданию индивидуальных складов хранения охватил Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. В среднем число компаний растет на 40 процентов в год.

Идея self-storage, или индивидуального хранения, - американское изобретение. "В США сейчас действует более 48 тысяч подобных складов", - рассказывает Расим Исмаилов, гендиректор складской компании "МОБИУС". До начала 2000-х бизнес-ниша по хранению вещей граждан была свободна, а начиная с 2009 года стала в России полноценным рентабельным бизнесом.

По его словам, в те годы экзотический рынок подтолкнул рост общего благосостояния граждан, строительный бум, перепланировки, путешествия, динамичный образ жизни россиян. Люди вдруг поняли, что огромное количество временно ненужных по разным причинам или сезонных вещей неудобно хранить на домашних антресолях, в кладовках или холодных гаражах, пристраивать у родственников, друзей, знакомых. Эти веяния уловил чуткий бизнес и сформировал спрос на востребованную современную услугу.

Почувствовавшие к ней вкус клиенты не изменяют привычке и сегодня. Все больше хозяев дач к концу сезона задумываются о цивилизованной консервации личного имущества в охраняемых "ячейках". Зачем везти за собой бытовую технику, садовый дорогой инвентарь и инструменты, ненужные зимой в городе, если для их хранения созданы все условия. К тому же рискованно оставлять на даче ценное имущество - мопеды и велосипеды, газонокосилки, квадроциклы и лодки. Ведь вместе с окончанием дачного отдыха начинается другой сезон - дачных краж. По статистике МВД, каждая четвертая кража (25,7 процента) связана с незаконным проникновением в жилища, включая дачные дома, особенно осенью и зимой. Крадут, как правило, именно бытовую технику, электроинструменты, постельное белье, даже алюминиевую посуду на металлолом.

80 процентов клиентов складов хранения - люди от 22 до 48 лет, ведущие активный образ жизни. Остальные 20 процентов - юрлица.

Помимо дачного скарба россияне оставляют в ячейках домашние вещи, если сдают или ремонтируют квартиры. Здесь же ждут своего часа отслужившие, но не потерявшие актуальности детские коляски, кроватки и игрушки, из которых ребенок вырос, но которые могут пригодиться для второго или третьего малыша. И, конечно же, зимнюю или летнюю резину в зависимости от сезона.

На хранение принимается все, что не запрещено законом, кстати, вещи можно застраховать на 300 тысяч рублей

Книги, семейные архивы, елочные украшения и другой праздничный реквизит тоже находят здесь временный приют. Словом, на хранение принимается все, что не запрещено законом. Вещи можно также застраховать на сумму до 300 000 рублей. А соскучившись, выйти в онлайн и оценить их "самочувствие".

Кризис, впрочем, дает о себе знать. Клиенты оптимизируют траты. Средний размер запрашиваемого бокса уменьшился с 5,5 квадратных метра в 2014 году до менее 4 квадратов в 2016-м.

Популярен мини-формат, небольшие кабины в 0,2 квадрата, где размещаются подходящие по размеру вещи типа горных лыж, книг.

Средний срок аренды также сократился до 4,3 месяца с 5,6 два года назад. А вот средняя цена бокса в Москве выросла, сейчас она обходится в 1300-1700 рублей за квадратный метр вместо 500 до кризиса. Есть компании, которые предлагают рассрочку. Для уменьшения аренды зазывают публику местами на стеллажах, проветриваемыми металлическими шкафами, коробками и чехлами, объединяют для хранения несколько однородных вещей - мотоциклов или велосипедов.

Но несмотря на кризис, рынок растет. Крупные его участники инвестируют в строительство новых центров хранения вещей. Есть так называемые стартапы, бизнес-команды, которые арендуют и сами обустраивают склады, чтобы до них было удобнее добираться на машине и на общественным транспорте. Предлагают клиентам множество сопутствующих услуг.

Один из таких энтузиастов, организатор стартапа из Санкт-Петербурга Илья Петров, называет идею создания складов индивидуального хранения универсальной. "Предприниматели всегда могут заработать на потребностях граждан, стоит только распознать и предложить нужные услуги, и клиенты выстраиваются в очередь", - говорит он.

Идея self-storage богата на неожиданности. Бизнес, к примеру, предоставляет не только упаковку, но и чистку, ремонт, обновление, обмен тех или иных вещей.

Появляются компании, которые арендуют складские ячейки не для хранения личных вещей, а для бюджетного варианта офисов, например, складов для интернет-магазинов. Участники рынка рассказывают, что некоторые посетители на полном серьезе интересуются, нельзя ли снять индивидуальный удобный бокс для проживания. "Человек купил квартиру в ипотеку, сдает ее, чтобы отбить кредит. И не против на время заселиться в теплое охраняемое помещение", - поясняют они мотивацию экстремалов. Правда, вопрос еды и гигиены висит в воздухе. Боксов с кухней и душем на рынке пока нет.