Новости

14.10.2016 15:18
Рубрика: Общество

Тепличный курс

Медведев рассказал о плюсах целевого обучения
Премьер-министр Дмитрий Медведев недоволен тем, как действует методика целевого обучения и целевого приема в российские вузы.
 Фото: РИА Новости Глава кабмина дал рекомендации министру образования Ольге Васильевой по "настройке" системы обучения и устройства на работу целевиков. Фото: РИА Новости
Глава кабмина дал рекомендации министру образования Ольге Васильевой по "настройке" системы обучения и устройства на работу целевиков. Фото: РИА Новости

"Система не работает эффективно, во всяком случае, не так, как мы рассчитывали", - сказал глава правительства сегодня на селекторном совещании по вопросам повышения эффективности целевого обучения и целевого приема.

Цифры говорят сами за себя: в прошлом году по программам целевого приема и целевого обучения подготовку прошли свыше четверти миллиона студентов. И хотя квота для "целевиков" превысила 15% от общего приема на бюджетные места, в среднем по стране она была лишь на уровне 2/3. "Несмотря на то, что целевой прием дает значительное преимущество выпускникам школ при поступлении в вузы, конкурса среди "целевиков" в прошлом году фактически не было", - посетовал глава правительства.

Соответственно, задача, которая стоит перед кабмином и регионами, - сделать систему целевого приема и целевого обучения эффективной. Однако возврат к советской системе распределения после окончания вуза, по мнению Дмитрия Медведева, нецелесообразен. "Для этого нет ни оснований, ни необходимости. Рынок труда стал более мобильным и конкурентным, люди активно переезжают из города в город, из одного региона в другой регион, чтобы найти подходящую работу и комфортабельную жизнь", - сказал премьер.

Несмотря на премущества для выпускников, конкурса среди "целевиков" в прошлом году фактически не было

Однако в отдельных отраслях и в отдельных регионах дополнительные меры по закреплению кадров принять необходимо. Прежде всего это касается отдаленных субъектов, где не хватает учителей, врачей и других работников. Выход - иная, чем в советское время, система целевого приема и целевого обучения.

Она предполагает, что работодатель заранее договаривается с вузом и абитуриентом: молодой человек получает социальную поддержку от работодателя (например, стипендию), но после окончания университета будет обязан отработать определенное время на заранее приготовленном для него месте.

"Систему нужно настроить таким образом, чтобы университеты готовили действительно востребованных профессионалов. А регионы и работодатели, соответственно, могли найти специалистов. И, конечно, чтобы студенты после учебы гарантированно получали работу по специальности", - пояснил Медведев. Кроме того, программа целевого обучения, в частности, поможет решить и другую проблему - с трудоустройством выпускников, которые не всегда могут, защитив диплом, найти работу.

При этом глава правительства не считает необходимым осуществлять прием на все бюджетные места в российских вузах по принципу целевого, поскольку в нынешних условиях это малореально. В целом же, говоря об институте целевого приема и целевого обучения, премьер заметил, что он дает абитуриенту определенные преимущества по сравнению с другими молодыми людьми, поступающими на бюджетные места.

"Абитуриенты идут по отдельному конкурсу, средний балл по ЕГЭ у "целевиков" был 62,3%, что ниже среднероссийского на 4 единицы, а конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место, в то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент", - рассказал Медведев. Тогда как государство, по сути, создает тепличные условия для "целевиков", поскольку должно быть уверено, что выпускник пойдет работать туда, где он реально нужен, а каждый бюджетный рубль будет потрачен с максимальной отдачей.

В связи с этим премьер потребовал предъявлять высокие требования к успеваемости будущих специалистов. "Никому не нужны двоечники в любой специальности", - резюмировал он.

Между тем

Какие сложности с целевиками?

На целевой прием в вузах обычно выделяется 15-20 процентов мест. Но в МГУ, например, целевиков гораздо меньше. На некоторых направлениях подготовки их буквально единицы, а в медвузах и сельскохозяйственных вузах, наоборот, целевиков очень много . Цифра может доходить до 40-50 процентов. Проблема в том, что студенты, которые поступили в вузы по целевым направлениям из регионов, не хотят потом возвращаться обратно. Статистика по медвузам такая - в лучшем случае только 30 процентов целевиков уезжают обратно в регионы. Особенно страдают области, которые расположены недалеко от Москвы.

В договорах с целевиками может быть прописано, что человек должен вернуться, но никакой ответственности за нарушение нет. Студенты угрызений совести не испытывают - за них , как и за всех других, платит бюджет, а не региональное правительство, школа, больница или совхоз, которые направили на учебу. Стипендия у них точно такая же, как и всех других. При этом надо понимать, что целевики поступают в вузы по особому конкурсу, который гораздо ниже общего.

В последнее время многие ректоры предлагают другой механизм целевого отбора: выпускник поступает на общих основаниях, а не по особому конкурсу. Потом потенциальный работодатель на 2-3-м курсе заключает договор с вузом и этим кандидатом, предоставляет место для практики, платит повышенную стипендию и берет потом выпускника на работу. Условия тоже можно оговорить заранее - предоставление жилья или субсидии, подъемные и прочее. Нарушил условия договора - плати неустойку, возмещай доплаты к стипендии. Такие договоры уже заключаются в некоторых технических вузах.

Строгих правил придерживаются некоторые страны, которые отправляют учиться в Россию своих студентов-целевиков. Бывают случаи, когда выпускнику-иностранцу не выдают диплом до тех пор, пока он не вернулся на родину.

Подготовила Ирина Ивойлова

Общество Образование Власть Работа власти Правительство Председатель Правительства