Сегодня в Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ) состоится первая оперная премьера 72-го сезона "Пиковая дама. Игра". Постановка уже вошла в пятерку самых ожидаемых российских оперных премьер по версии русскоязычного Forbes.
Над оперой Петра Ильича Чайковского работали музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский и режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев. Спектакль, созданный в стилистике итальянского театра масок (дель арте), НОВАТ решил посвятить памяти Всеволода Мейерхольда.
- "Пиковую даму" многие представляют как историю, которая разворачивается в депрессивном, сером Петербурге. Но это в корне не так, - считает Вячеслав Стародубцев. - Для написания оперы Чайковский специально поехал во Флоренцию, чтобы вдохновиться красотой города Данте и Микеланджело.
Все персонажи спектакля, по задумке его авторов, имеют игровое альтер эго в карточной колоде.
- Каждому солисту и артисту хора соответствует карта той или иной масти и достоинства. Но главный герой оперы Герман стоит в спектакле особняком. У него нет ни порядкового номера, ни масти, - приоткрыл завесу спектакля Вячеслав Стародубцев. - Музыка Чайковского сделала из Германа, скорее, героя Достоевского, нежели Пушкина. Мне показалось правильным противопоставить его, обычного человека без игрового статуса, всему остальному миру азарта.
Посвятив спектакль памяти Всеволода Мейерхольда, его создатели говорят о работе над действенной актерской интонацией, когда на помощь приходит биомеханика Мейерхольда, который увлекался итальянским народным театром, где важную роль играет выразительность телодвижения, позы и жеста.
Справка "РГ"
Как сообщили в пресс-службе НОВАТ, предстоящая премьера станет пятой постановкой оперы Чайковского на новосибирской сцене. Впервые спектакль был поставлен в 1946 году дирижером Исидором Заком, режиссером Наумом Фридом. Знаменитая, вызвавшая много дискуссий, так называемая "черно-белая" "Пиковая дама" появилась в Новосибирске в 1964 году (дирижер Михаил Бухбиндер, режиссер Эмиль Пасынков, художник Валерий Доррер). Постановка 1969 года режиссера Эмиля Пасынкова стала долгожителем на новосибирской сцене и просуществовала до конца 90-х годов. Предшествовала версии 2016 года "Пиковая дама" 2005 года режиссера Алексея Степанюка.