На прошлой неделе директор и художественный руководитель "Приюта" Виктор Минков, в окружении своих соратников по искусству встретился с журналистами в театральном кафе. Первое что бросалось в глаза - обилие подушек, не только создающих почти домашний уют кафе, но и интригующих. Согласитесь, не часто увидишь в театре портреты классиков не на стенах, а на чехлах. И даже на пакетиках чая! Однако граффичные Хармс, Пушкин, Чехов, Шекспир здесь не случайны, они стали героями игры, затеянной "Приютом комедианта" со своими зрителями. При покупке билета в кассе театра зритель получает пластиковую карту "Хармс". При повторном приходе в театр и покупке билета в его кассе, "Хармса" можно обменять на "Чехова". Затем идет золотой "Пушкин", который дает скидки при покупке билетов и в буфете театра. А накопив 30 000 рублей, можно стать счастливым обладателем платиновой карты "Шекспир", которая дает право на 20-процентную скидку на билеты и дарит всякие бонусы, вроде бесплатного напитка, программки и посещения закрытых мероприятий театра.
"Приют комедианта" также пообещал быть максимально открытым для иностранных гостей города. Теперь они смогут не только наслаждаться известным на весь мир русским балетом, но и столь же знаменитым драматическим искусством. К началу туристического сезона ряд спектаклей будет сопровождаться бегущей строкой на английском языке.
Кстати, о балете. Солист Мариинского театра и хореограф Юрий Смекалов (многие помнят его спектакль "Фрида", посвященный мексиканской художнице Фриде Кало, премьера которого состоялась прошлым летом на сцене Александринского театра) поставит гала-концерт к юбилею "Приюта комедианта". Чем нас удивит Смекалов - пока секрет. Известно, что действо пройдет на сцене АБДТ им.Товстоногова в феврале, и примут в нем участие звезды мирового балета. "Планируем поставить 10 балетных номеров, которые, с одной стороны представляют Петербург, а с другой - "Приют комедианта", - заинтриговал Юрий Смекалов.
Гала-концертом деятельность танцовщика и хореографа на благо "Приюта" не ограничится - вместе с хореографом Владимиром Варнавой он планирует поставить танцевальный спектакль по мотивам "Соляриса". Но эта премьера состоится уже в следующем сезоне.
А что предложит театр в нынешнем сезоне? "Юбилейный сезон пройдет под лозунгом ”C любовью к зрителям”, - рассказал журналистам руководитель театра Виктор Минков - Мы хотим, чтобы зритель ощущал это отношение с порога - с наших замечательных, вежливых, интеллигентных и внимательных билетеров. С гардероба, где ваше пальто повесят не на крючок, а на специальные плечики. Скажете, мелочь? Но из таких мелочей и состоит наша жизнь".
Первая премьера театра уже состоялась - в самом начале сентября сыграли спектакль, поставленный учеником Льва Додина Павел Грязнов по знаменитой пьесе Нила Саймона "Последний пылкий влюбленный". А ученик Валерия Фокина Искандер Сакаев, свой новый спектакль покажет в конце октября. Он взялся за ни много ни мало Макиавелли. Зритель с удивлением узнает, что суровый мыслитель Никколо Макиавелли, сторонник сильной государственной власти, о чем и написал в своем труде "Государь", создал и темпераментную искрометную комедию положений "Мандрагора", в которой пытается разобраться в вечных вопросах: "оправдывает ли цель средства?" и "может ли женщина одновременно быть прекрасна и добродетельна?" Еще больше, пожалуй, зрители удивятся, узнав, что переводом провокационной и фривольной комедии в духе "Декамерона" Бокаччо занимался наш классик Александр Островский, бытописатель купеческой жизни. Это открытие, кстати, и послужило причиной для молодого режиссера взяться за "Мандрагору". Поскольку перевод найден был в черновиках, признался присутствовавший на встрече с журналистами Искандер Сакаев, он счел возможным с текстом обращаться более вольно, чем обычно. В "Мандрагору" замешали и фрагменты все того же "Государя" Макиавелли и его поэтических текстов.
Кстати, об Островском - он также в планах театра "Приют комедианта". Некий микс из его пьес поставит ближе к концу сезона молодой режиссер Василий Сенин.
Еще одна премьера "Приюта комедианта" появится ближе к Новому году - "Смерть Тарелкина", поставленная по пьесе Сухово-Кобылина молодым режиссером Семеном Серзиным.
Опять же молодой режиссер, на этот раз из Москвы, Марфа Горвиц возьмется за пьесу Виктора Розова "С вечера до полудня". По словам Виктора Минкова, драматургия 60-х - пьесы Вампилова, Рощина, Арбузова, Володина - то, что когда-то презрительно именовали бытовухой, - актуальны всегда. Ведь это то, из чего состоит, в первую очередь, жизнь человека в любые времена.
Добавим, что на сцену театра в сентябре вернулся знаменитый "Лир" в постановке Константина Богомолова. Без скандала не обошлось и на этот раз. По совпадению, в те же сентябрьские дни, за две с половиной тысячи километров от Петербурга, в Афинах, греческие зрители устроили драку за билеты на спектакль "Приюта комедианта" "Братья" (по мотивам "Братья Карамазовы" Достоевского), который показали там в рамках Десятого международного фестиваля "Петербургский театральный сезон". Бурной реакции в "Приюте" не боятся. "Для меня самое страшное в театре, - признается Виктор Минков, - это равнодушие. Когда зритель выходит из зала и уже через 5 минут не помнит, где он только что был. Нет, он должен завтра и послезавтра думать о том, что увидел. Иногда нужна и "шоковая терапия”, которая способна выбить "сытого" зрителя из зоны комфорта".
Ведутся переговоры на постановку с Андреем Могучим, Светлана Сурганова готовит музыкально-поэтическую программу именно для "Приюта комедианта".
Если кому-то покажется, что, судя по предстоящим премьерам, у театра нет какой-то генеральной линии, то это не так. "Мы не играем со зрителем в поддавки. Наш репертуар рассчитан и на тех, кто любит традиционный театр, и на тех, кому интересен "особый ракурс", - объяснил руководитель театра, - Вообще, наш зритель - это те люди, которые не боятся рисковать. Идя, например, в театры любимых и уважаемых мною Льва Додина (МДТ - Театр Европы) или Семена Спивака (Молодежный театр на Фонтанке), постоянный зритель в принципе знает, что он там увидит. Но он не может быть так уверен, расположившись в зале "Приюта комедианта". Какого он увидит, скажем, "Гамлета" - классического, пластического, музыкального, "синтетического"? Единственное, в чем наш зритель может быть уверен, - что это не будет халтура".