На встрече с канадским коллегой Джастином Трюдо, остановившись на предстоящих президентских выборах в США, он однозначно дал понять, что полностью поддерживает кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон. Мол, ее конкурента Дональда Трампа в отличие от Барака Обамы, "избранного миром", этот мир "отвергает". Правда, при этом, судя по всему, спохватившись, добавил, что, какими бы ни были результаты, "готов работать" с новым главой Белого дома. Говорят, канадского премьера эта фраза слегка покоробила, но он не стал высказывать свое мнение по этому вопросу исходя из принципа "себе дороже". То, что позволил себе гость из далекой Франции, совсем не дозволительно северному соседу Соединенных Штатов, от которых он зависит практически по всем статьям.
Ранее примерно в схожем духе высказался и французский президент. Выступая в августе перед ассоциацией президентской прессы, он дал понять, что некоторые заявления Дональда Трампа вызывают у него "тошноту". А вот совсем недавно в начале октября на собрании по случаю 20-летия Института Жака Делора сыронизировал по поводу американских выборов, обозначив свои симпатии Хиллари Клинтон: "Кто бы ни стал победителем, мы надеемся, что им будет она, а не другой". Надо сказать, что раньше французские политические деятели, уже не говоря о высших государственных руководителях, не занимали чью-либо сторону накануне зарубежных президентских выборов. Считали недопустимым. Трудно себе представить в такой роли, скажем, Шарля де Голля или Жака Ширака.
Во Франции упомянутые словесные эскапады реакции по большому счету не вызвали. Здесь в местных СМИ, на которые многие ориентируются, экзотического Трампа постоянно костерят, а политкорректную Клинтон превозносят. Почему-то не возмутилось и посольство США в Париже. В любом случае о каких-либо демаршах по этому поводу не сообщалось. И все-таки ведь существуют общепринятые дипломатические стандарты и традиции, а их, кстати, в свое время активно насаждали французы, которые запрещают официальным лицам высказывать свои предпочтения тому или иному кандидату, тем самым вмешиваясь во внутренние дела иностранного государства.
Почему сейчас это стало возможным? Есть несколько мнений. Как полагает один местный политолог, сказался определенный "непрофессионализм". По его словам, скорее всего обоих, что называется, "занесло", и наружу вырывались суждения, совсем не предназначенные для публичного разглашения. И в этом плане у нынешней властной команды и, в частности, у хозяина Елисейского дворца имеются серьезные недоработки. Пример тому - только что вышедшая и наделавшая много шума книга "Президент не должен был этого говорить". Она была написана двумя журналистами газеты "Монд" на основе 63 многочасовых встреч с Франсуа Олландом при условии, что все, что он скажет, войдет в книгу без последующей правки с его стороны. Наговорил президент 600 с лишним страниц, и они вызвали громкий скандал. Так среди прочего Олланд поведал, что "зеленым", союзникам социалистов, свойственны "цинизм и занудство", о фрондерах, левых социалистах, отозвался как "о толпе идиотов". А его оценка французского судопроизводства как "института трусости", в котором засели "прокуроры, судья, строящие из себя праведников", спровоцировала настоящий бунт такой силы, что Олланду пришлось писать извинительное письмо. Есть соображения и чисто практического свойства.
Известно, что Дональд Трамп в случае избрания президентом США обещал потребовать от европейских стран - членов НАТО увеличить их военные бюджеты. Он откровенно заявил, что американцам надоело нести основную часть нагрузки по обеспечению их безопасности. Для Франции такое положение обернулось бы поиском миллиардов евро, которые надо было бы направить на увеличение всех видов вооруженных сил, урезав при этом прочие статьи госбюджета. Существует еще одно вполне правдоподобная версия, объясняющая нынешнюю поддержку супруги экс-президента США во Франции. Как рассказывал один знаток местных политических элит, у многих влиятельных французов, а среди них немало персонажей умеренно левых взглядов, давно имеются широкие связи с крупной американской буржуазией. Особенно той, что задает тон на востоке США, на Атлантическом побережье, где сильны позиции клана Клинтонов и их сторонников. Эти состоятельные французы хорошо говорят по-английски, часто бывают за океаном, занимаются бизнесом. Естественно, они рассчитывают на победу "своей" Хиллари, а на берегах Сены исполняют роль ее лоббистов.