17.10.2016 21:28
    Поделиться

    Граждане Австралии смогут жаловаться на своих банкиров в трибунал

    Граждане Австралии смогут жаловаться на своих банкиров в трибунал. Может, и нам такой создать?
    Власти Зеленого континента намерены учредить "банковский трибунал" для рассмотрения жалоб граждан на некорректный, с их точки зрения, банковский сервис. Эксперты "РГ" разбирались, будет ли полезно такое учреждение и в нашей стране.

    "Мы создадим дешевый, оперативно работающий трибунал, который будет разбираться с жалобами клиентов и который будет работать эффективно", - заявил в интервью одной из местных радиостанций премьер-министр пятого континента Малколм Тернбулл.

    За год число жалоб на банки превысило 20,5 тысячи. "Банковскому трибуналу" будет чем заняться

    По его словам, сейчас проводятся консультации с профессионалами и экспертами по вопросу, каким именно правовым статусом должна быть наделена подобная организация, какие именно у нее должны быть полномочия, права, область компетенции. По этому поводу в австралийском парламенте проходили жаркие дебаты.

    В них участвовало руководство четырех ведущих банков страны, а также "Национального австралийского банка". Во время парламентских слушаний упоминалось множество случаев грубейших ошибок и необъективности сотрудников банков при выдаче кредитов, страховании и текущем обслуживании клиентуры, которая никак не может защитить свои права.

    Местная оппозиция - лейбористская партия - настаивает, что для разбирательств в этой сфере должна быть создана Королевская комиссия (главой австралийского государства до сих пор является британская королева). Однако премьер-министр считает, что более оперативной и эффективной мерой является создание именно "банковского трибунала".

    Похожие учреждения есть во многих станах в виде Ассоциаций банков (добровольных объединений финансовых структур) и создаваемых при них судебных организаций, рассказал "РГ" член экспертного совета при российском правительстве, юрист Роман Терехин. К примеру, в России это Третейский суд при Ассоциации российских банков, где рассматриваются жалобы пользователей банковских услуг в срок не более месяца.

    При этом у каждого клиента любого российского банка есть право подать жалобу в обычный районный суд, в прокуратуру и в Роспотребнадзор. Так, последнее ведомство ежегодно отмечает рост количества жалоб от граждан на финансовые организации (банки, страховые и микрофинансовые). Например, число жалоб на банки в 2015 году превысило отметку в 20,5 тысячи. При этом довольно часто государственный орган встает на защиту интересов обиженных граждан.

    При создании такого "трибунала", как это задумали австралийцы, нужно, во-первых, предусмотреть чтобы он состоял не только из представителей банковского сектора, но и независимых экспертов в области экономики, финансов и юриспруденции, обращает внимание член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности Сергей Варламов.

    "Во-вторых, нужно установить сроки рассмотрения "трибуналом" споров для того, чтобы исключить затягивание рассмотрения. Также следует предусмотреть возможность обжалования решения "трибунала", например, в суде или Центробанке России", - говорит юрист.

    Он уверен, что в России такой трибунал был бы востребован, поскольку позволил бы устранить очевидные и часто встречающиеся ошибки. Граждане охотно воспользуются такой возможностью, чтобы добиться справедливости, не обращаясь в суд. Возможность доказать свою правоту без судебной тяжбы для граждан будет немаловажным фактором, резюмирует Варламов.

    Поделиться