Речь идет о тех многоэтажках, где решение о замене фасада, крыши или труб было принято более двадцати лет назад, но работы так и не были проведены. По мнению авторов проекта, обязанность по проведению капремонта должна остаться за местными властями, ее не стоит перекладывать на жильцов.
Основная волна приватизации пришлась на 1992-1996 годы, говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС. Таким образом, действие нового закона будет в основном распространяться на дома, решение о проведении ремонта в которых принято до 1992 года.
Это достаточно большой объем жилья. С 1995 года в России было построено 15 процентов новых квартир, утверждает Кокин. Остальные 85 процентов родом еще из СССР.
Жилищный кодекс РФ (ЖК) никогда не возлагал на новых собственников обязанность ремонтировать за свой счет дома, которые требовали ремонта на момент их передачи новым владельцам. Но не было и указаний, как должны поступить местные власти с этими зданиями. "Должен ли муниципалитет, не выполнивший свои обязанности по ремонту дома до начала приватизации, провести капремонт собственными силами, компенсировать его стоимость собственникам или перечислить соответствующие средства на счет регионального оператора", - описывает глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень все варианты, которые мог рассматривать муниципалитет.
Возможно, эта законодательная коллизия и оставалась бы нерешенной, но ключевую роль в отстаивании интересов новых собственников сыграл Конституционный суд, который своим решением подтвердил обязанность бывшего собственника провести капитальный ремонт задания. "А также Конституционный суд указал, что эту обязанность собственника нужно закрепить в виде закона", - отметил Игорь Кокин. Необходимую для проведения работ сумму местные власти должны будут перечислить на счет регионального оператора либо специальный счет.
Однако собственников квартир это не освобождает от платы взносов на капремонт, которые будут копиться на будущее.
Реализация закона, если его примут, будет сопряжена с рядом сложностей, считает Игорь Кокин. В первую очередь с финансированием. Проект предусматривает, что средства могут поступать из бюджетов всех уровней. Но сейчас расходы на такие дома в них просто не предусмотрены, средства придется искать, что непросто в нынешнее время.
Вторая сложность заключается в том, что не все дома, в которых ремонт планировался до первой приватизации, находились тогда в собственности муниципалитета. "До 1992 года у нас значительная часть жилого фонда находилась в государственной собственности. Муниципалитетам это имущество массово передавалось в 1995-1996-х годах", - отмечает эксперт. Не ясно, как местные власти отнесутся к необходимости ремонтировать такие дома, ведь на момент приватизации они не числились на балансе муниципалитета.
Дополнительно законопроект совершенствует работу со спецсчетами. Если решение о формировании накоплений на счете регоператора было принято не собственниками квартир, а органом местного самоуправления, жильцы смогут перейти на спецсчет по упрощенной процедуре.
На муниципалитет возлагается и обязанность принять решение о создании нового регоператора, чтобы обеспечить правопреемственность от старого оператора к новому.