Напомним, суть идеи минфина и ЦБ состоит в "переформатировании" накопительных пенсий. В обязательной (государственной) пенсионной системе (ОПС) останутся лишь страховые (распределительные) пенсии. А 6% отчислений работодателей, которые до "заморозки" шли на накопительную часть пенсии, предлагается платить самим работникам - добровольно.
Вопрос в том, насколько работоспособной будет предлагаемая модель. Замглавы минфина Алексей Моисеев подчеркнул, что участие в НПО (добровольном негосударственном пенсионном обеспечении) будет привлекательно для работников - они получат льготы по уплате подоходного налога: "Если, например, гражданин платит 5%, то его НДФЛ уменьшается на эти же 5%". Кроме того, возможно также частично освободить от страховых платежей работодателей, чьи работники "подпишутся" на участие в программе. "Чтобы накопительный бизнес развивался, он должен быть массовым: выгодным для работодателя и удобным для работников", - подчеркнул Моисеев.
Захотят ли работники участвовать? В минфине и ЦБ уверены, что люди оценят привлекательность НПО. "Мы провели опрос и выяснили, что 60% граждан считают важным и готовы участвовать", - отметил представитель ЦБ Филипп Габуния. Другие эксперты высказались осторожнее: средний заработок в стране не настолько велик, что работник сможет безболезненно для текущего потребления откладывать из него дополнительные 6%. Глава РСПП Александр Шохин заметил, что вводить предлагаемую технологию "лучше бы при росте доходов", но тем важнее создать ощутимые стимулы для участия.
Представители минтруда и Пенсионного фонда, в принципе, уже много лет настаивают на добровольном формате накопительной части пенсионной системы. Но сейчас представители соцблока, естественно, озабочены, как она будет "кооперироваться" с государственным пенсионным обеспечением. "Сейчас тариф на солидарную систему самодостаточен, поэтому нельзя выстраивать добровольное накопление за счет уменьшения действующей ставки или введения дополнительных льгот по ней, - предупредил статс-секретарь, замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов. - Еще одна существенная деталь: мы пока не знаем, как будут трансформироваться права тех, кто не захочет участвовать в НПО".
В НПФ увидели еще один возможный риск - для корпоративных пенсионных фондов. "Возникает угроза нездоровой конкуренции двух систем - действующего формата негосударственных корпоративных пенсий и предлагаемой модели индивидуального пенсионного капитала, - считает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. - Сейчас при формировании корпоративных пенсий предприятия имеют льготы, эти взносы не учитываются в фонде оплаты труда. И система нормально работает: в ней участвует уже более 5 млн человек, а корпоративную пенсию сегодня получают уже 1,5 млн. Если сосредоточить все льготы только при участии в индивидуальном накоплении, это приведет к серьезным осложнениям".
Моисеев, впрочем, заметил, что можно законодательно прописать систему НПО так, чтобы "естественным образом вписать" туда действующие корпоративные схемы.
Наконец, еще один серьезный вопрос - это эффективность инвестирования пенсионного капитала. С одной стороны, концепция предполагает, что НПФ смогут использовать более рискованные (и высокодоходные) варианты инвестиций. С другой - речь все-таки идет о пенсиях, и обеспечить их сохранность - по-прежнему крайне важно.
В минфине готовы к дальнейшей работе, с учетом высказанных вопросов и сомнений. Времени на доработку не так и много: чтобы новая модель начала работать, как планируется, с 2018 года, все основные законы нужно принять уже на весенней сессии Госдумы 2017 года. В правительство доработанный вариант концепции предполагается внести до конца ноября.