Ему всего 26. Самый молодой из участников конкурса. Армавирскую государственную педагогическую академию окончил всего четыре года назад. Но все, кто бывал на его уроках, кто наблюдал, как он общается с детьми, убеждены: учительство - его призвание. Ну а сам Александр окончательно понял это только после первой педагогической практики.
- Сначала хотел быть адвокатом, потом заняться археологией, историей, - признается честно. - Интерес к древним культурам жив до сих пор, но литературу люблю больше. А русский язык, в котором заложена потрясающая пластика, вообще дает огромные возможности для творчества. Еще в школе начал писать стихи, рассказы, поэтому и решил поступать на филфак.
По мнению Сашиной мамы, литературный дар сыну достался в наследство от прадеда.
- Его звали Михаил Иванович Литвинец, - рассказывает Ольга Викторовна. - Он писал стихи, рассказы, печатался. А по профессии был учителем русского языка и литературы, работал завучем школы. Бабушка там же преподавала математику. Дед в 41-м добровольцем ушел на фронт, а через несколько месяцев пришла похоронка. Мы долго разыскивали могилу деда и только недавно выяснили, что он похоронен в братской могиле в городе Сальске. Бабушка после его гибели прожила почти 30 лет, троих детей воспитала. Стала отличником народного образования. В семье всегда был культ деда, на его примере детей и внуков воспитывали.
На стене в Сашиной комнате висит пожелтевшая от времени фотография, сделанная в 1939 году. На ней запечатлен прадед, принимающий экзамены в старших классах. Рядом - он же в армейской пилотке. Единственный снимок военных времен. Саша увеличил его и второй год выходит с ним в армавирскую колонну "Бессмертного полка". А в конкурсной анкете написал: "Если есть во мне педагогические и литературные способности, то они достались мне от прадеда".
Сейчас лучший учитель России ведет уроки сразу в нескольких классах - 7-м, 8-м и выпускном - 11-м. К ЕГЭ поначалу был настроен скептически.
- Поменял свое мнение после того, как тесты переработали. Они, конечно, рассчитаны на человека думающего, а не на неуча. Так что все справедливо, - говорит Александр Шагалов. - Но надо думать над созданием более объективной оценки качества образования. Потому что только ЕГЭ и ОГЭ - это не показатель качества. Нужно, чтобы было еще что-то. Ну а детям важно донести, что от качества образования напрямую зависит качество их дальнейшей жизни. То, что у нас внутри, и то, что мы вынесли из школы, то мы и передадим в общество. Какие ученики, такое и наше общество.
Сам он не намного старше своих учеников, возможно, поэтому легко находит с ними общий язык. Ему понятны их интересы, хотя, признается, не только он их учит, но и сам у них порой учится. Например, использованию гаджетов. Большинство коллег с ними борются: ведь школьники даже на уроках играют, но Александр решил не бороться с тягой детей к Интернету, а использовать ее в благих целях.
- Мы сразу договорились о правилах хорошего тона: отключить звук на смартфонах, чтобы не мешал работать, - рассказывает учитель года. - Вспоминаем о мобильной технике, когда это нужно для дела. Например, учу их находить нужную информацию. Ну а для 7 "Д", где я являюсь классным руководителем, в одной из популярных социальных сетей создал группу для общения. Там вывешивается расписание, домашнее задание, список литературы и другая полезная информация. Проект создал я, а продолжают и поддерживают его уже сами дети. Я, конечно, тоже участвую в дискуссиях, иногда предлагаю обменяться мнениями по тем или иным вопросам. Например, после урока о творчестве Бориса Самойлова предложил ребятам посмотреть записанную еще в советские времена встречу с поэтом в "Останкино".
В современном мире нужно быть мобильным, но нельзя отказываться от накопленного опыта. Поэтому, считает Александр Михайлович, виртуальный мир и электронные книги никогда не вытеснят печатную литературу.
- Классиков надо читать, ощущая шелест страниц. А чтение, особенно классической литературы, учит человека думать, сопереживать, делиться радостью и принимать чужую боль. Читающего человека всегда можно отличить по грамотной речи и умению излагать свои мысли. Тут очень важен личный пример. В моем доме всегда было много хороших книг, читая которые я чувствовал сопричастность к чему-то важному. Ведь язык формирует нацию, в нем заложен огромный духовный потенциал. А русская литература, подарившая нам ярчайшие художественные образы, по величине заложенного в ней опыта не имеет себе равных ни с одним из видов искусств. Вот почему я считаю свой предмет самым главным в школьной программе и стараюсь привить детям любовь к чтению.
На своей страничке в Интернете Александр Шагалов много размышляет о смысле жизни и сути выбранной профессии. Его кредо: посредственный учитель излагает, хороший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдохновляет. Поэзия, которой увлечен, помогает познать себя и время, подвести итог духовным исканиям и примирить собственные противоречия. Ученики знают, что их учитель пишет стихи, но сам он читает им не свои, а чужие строки. А чтобы помочь глубже погрузиться в атмосферу времени, в котором жили творцы, предлагает послушать их голоса.
- Записи авторского чтения создают образ живого поэта, человека, личности. Голос писателя раскрывает глубинный смысл написанного им произведения. Ну а я рассказываю интересные факты из жизни и творчества авторов.
На уроках они говорят не только о литературном творчестве, но и о жизни.
- Бывает, задают такие вопросы, что трудно найти на них ответ. Но говорить нужно всегда правду, иначе рискуешь потерять доверие. Многие ругают современную молодежь, утверждая, что "в наше время все было по-другому". На самом деле современные дети просто испытывают недостаток внимания со стороны родителей, им не хватает общения. Ругать современную молодежь незачем и не за что. Они просто другие. Быстро схватывают знания, легко переключаются во время урока, однако память часто оказывается кратковременной. Возможно, это связано с большим потоком информации. Поэтому надо просто учить ребят отбрасывать все ненужное и оставлять для себя полезное. Это сложный процесс, с которым не каждый взрослый успешно справляется. У нас, мне кажется, выходит.
После победы в конкурсе учитель словесности из Армавира становится на целый год общественным советником министра образования России. Ученики Шагалова переживают, что их любимого учителя могут забрать в Москву. Но он успокоил: "Никуда уезжать не собираюсь, пообещал он своим ребятам. - А над советами для министра будем думать вместе. Ведь они даются прежде всего для вашего блага".