Инициатива принадлежит властям региона. Впервые они заявили о возможности проверки на полиграфе государственных и муниципальных служащих еще в апреле 2012 года. А вернулись к идее через четыре года - после того как в минувшем месяце правоохранители обвинили во взяточничестве трех сотрудников одного из ключевых департаментов правительства автономии и уличили в вымогательстве 20 миллионов рублей замначальника райотдела регионального природнадзора.
Большинству действующих чиновников опасаться нечего. В документе указано, что психофизиологические исследования ожидают претендующих на должности, связанные с госконтролем, либо уже замещающих таковые (перечень должностей еще предстоит утвердить). Но без принуждения: только добровольно, с письменного согласия, причем испытуемый вправе в любой момент прохождения процедуры от нее отказаться. Если человек сразу сочтет ее унизительной по отношению к себе, то это, по мнению разработчиков проекта, не должно служить основанием для отказа в назначении на вакантную должность или недопуска к дальнейшему исполнению обязанностей. В течение месяца с заключением полиграфолога могут познакомиться губернатор, его заместители - кураторы того подразделения, где несет службу или желает трудиться прошедший исследование, а также, конечно, он сам. Гарантируются тайна конфиденциальной информации и уничтожение заключения спустя месяц.
Детектор лжи в нашей стране уже используют. В 2007-м после первых проверок сотрудников администрации Казани многие из них с креслами расстались. В мэрии Москвы практикуют "испытание на искренность" с начала десятилетия. В одном только 2013 году 40 процентов управленцев, отправленных на "прием" к полиграфологу, отстранили от работы с госзаказами.
Физиологически человек честен, обмануть датчики практически нереально. Однако закон никоим образом не ущемляет интересы подозреваемого во лжи. Работодатель может разве что дать понять, что не доверяет ему, под тем или иным предлогом расстаться. Тот, в свою очередь, может оспорить в суде выводы оператора, доказав его непрофессионализм либо ошибочность методики.
- Правовых оснований для учета результатов проверки нет, - признается директор департамента государственной гражданской службы ХМАО Ирина Астапенко.
Вот почему проект положения столь неоднозначен. "И все-таки полиграф - это в какой-то части инструмент замера доверия общества и работодателя к конкретному работнику", - говорит губернатор региона Наталья Комарова. К концу месяца она ждет откорректированную после обсуждения редакцию документа.