В екатеринбургском музее выставили картину, которая нравится всем

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) открылась выставка шедевра. Из Эрмитажа привезли "Жатву" Давида Тенирса младшего - образец универсальной живописи, картину, которая, по определению, нравится всем.

Тенирсом, как это не печально, закончился Золотой век фламандской живописи - время, когда небольшая Фландрия вышла в лидеры по производству картин, догнав и перегнав даже Италию - колыбель искусства. Первопричина внезапного расцвета - золото и серебро, хлынувшее в Европу из не так давно открытой Америки; его получатель - отсталая Испания - распорядиться финансами не сумела, и вся выгода досталась английским и фламандским купцам, хорошо понимавшим, что такое бизнес.

В течении столетия во Фландрии произвели, как подсчитано, от пяти до десяти миллионов картин (до настоящего времени из них "дожил" всего один процент). В этом, самом художественно продуктивном регионе приходилось по художнику на каждые две тысячи жителей. Там и тогда сформировался арт-рынок в современном понимании, появились профессионалы бизнеса - арт-дилеры (попытки самих художников заняться этим делом за редким исключением заканчивались плачевно - как у Рембрандта, например, скончавшегося в полной нищете).

Спрос на картины был гигантский, их бойко экспортировали и, как описывают современники, в жилищах зажиточных амстердамских бюргеров в некоторых, не самых больших комнатах по стенам висело от 30 до 50 картин. Соответственно ажиотажному спросу формировалось предложение, возникали высокопроизводительные мастерские, которые называли "фабрикой картин". Там практиковали разделение труда: один подмастерье пишет деревья, второй - коров, третий - пляшущих на лужайке крестьян, в завершение мэтр проходился по картине рукой мастера и ставил автограф.

Произведенное "конвейерным" способом полотно считалось его собственностью, вдобавок ученики платили за право рисовать под его руководством от 30 до 100 гульденов в год, а обучение длилось от четырех до шести лет. Затем молодой специалист вносил лепту для поступления в Гильдию Святого Луки, в профессиональный союз, жестко пресекавший конкуренцию со стороны неорганизованных художников. Зато после… За год средний художник - член Гильдии зарабатывал около 1500 гульденов - стоимость полутора комфортабельных домов в Антверпене. Цена на картины мэтров доходила до 500 гульденов, собственноручно написанный им портрет мог стоить до полутора тысяч. Самые доступные картины стоили несколько гульденов, конкуренция на этом рынке была чрезвычайно жесткой.

Затраты на обучение того стоили: в то время профессия художника стала своего рода "социальным лифтом". Выходцы из низших слоев, которые с трудом наскребли деньги на обучение, через несколько лет оказывались вверху среднего класса. Большим подспорьем взлета была правильная, по расчету женитьба. Именно так поступил Тенирс - сын художника средней руки (сейчас на аукционах полотна его батюшки стоят на порядок меньше, чем произведения сына). Он взял жену из семьи признанных мастеров - внучку Питера Брейгеля и дочь Яна Брейгеля, получив в приданое около сотни их картин и возможность досконально их изучить.

В то время профессия художника не имела современной ауры, предполагающей "священной жертвы Аполлону". Они, примерно как ювелиры, считались мастерами по производству предметов роскоши - картин. Предложение отвечало на спрос: около половины рынка занимали пейзажи, процентов десять - историческая живопись, остальное делили между собой натюрморт, портрет и жанровая живопись.

Эрмитажное полотно Тенирса 1644 года, где трудятся и веселятся крестьяне, идеально соответствует потребностям рынка: в нем сочетаются пейзаж и жанр, назидательность и мистика. Художник осенил радугой трудолюбивых селян, а также осудил пьянство и курение, поместив бездельников в тень и запустив в небо зловещих, по представлениям той поры, птиц - сорок.

Такие картины Тенирса современники называли "послеобеденными", имея в виду не только тот факт, что восхищение живописи и нравственные уроки легче даются на сытый желудок, но и время, потраченное на создание артефакта. Тенирс отличался редкой производительностью, за свою долгую жизнь он написал около 2000 картин. В старости, видимо, не в силах выйти из трудового ритма, он продолжал так же активно писать, но уже не продавал картины - отдавал даром. К тому времени первый и истории арт-рынок лопнул от переизбытка предложения, точно так же, как ранее лопнул рынок тюльпанов.

Исключительное чутье Тенирса на спрос приносит плоды и сейчас, на аукционах его полотна уходят за 100-500 тысяч долларов. Уже через полвека после смерти Тенирса королевские коллекции покупали его картины втридорога. Сейчас в музеях мира хранится около 500 работ с подтвержденным авторством Тенирса, в Эрмитаже - 33. "Жатву" музею завещал знаменитый географ и увлеченный коллекционер Петр Семенов-Тян-Шаньский. В Екатеринбурге она будет выставляться до января.