До революции художественными промыслами, например, на территории нынешнего Ковернинского района занимались примерно сорок деревень. Сегодня - только пять. Деревня Хохлома, в сущности, была ярмарочным селом, куда свозились изделия местных умельцев и производились оптовые закупки, приобреталось сырье, материалы, полуфабрикаты. Нижегородская земля, а особенно ковернинская, не отличалась плодородием, а НХП, как мелкотоварное, кустарное производство, помогали крестьянам выживать.
В советское время увлечение повсеместной индустриализацией привело к промышленному производству фактически индивидуальных, ручных изделий. Тогда были найдены компромиссные решения. И самое главное - сохранена школа и самобытный народный дизайн. В наше время, под прессингом рынка и не найдя адекватных решений, экономика промыслов в этом районе стала деградировать, несмотря на господдержку. Крупнейшее предприятие фактически обанкротилось, сотни мастеров потеряли работу.
Что же можно сделать для сохранения традиции и этого сектора экономики сейчас? Обратимся к опыту соседей. В 2005 году правительство Японии привлекло рестораторов и дизайнеров, которым было поручено разработать экспортный бренд японской кухни и японской моды. Через некоторое время ему были предложены суши и национальная ресторанная франшиза на основе японской кухни. Через пять лет суши завоевали мир.
Можно поражаться умению наших восточных соседей делать бизнес на культурно-ресторанно-исторической ренте. Если мы посетим какой-нибудь сетевой супермаркет в России, то почти всегда там найдем большой стенд с продуктами из Японии (рисовая лапша, соусы, васаби, саке) и национальную японскую посуду для сервировки стола, тщательно и любовно упакованную.
Сегодня, по свидетельству экспертов из правительства Нижегородской области, крайне сложно продвигать продукты НХП на экспорт напрямую, и возможным решением здесь видится включить их в составе услуги. Такой услугой могла бы стать нижегородская (русская) ресторанная франшиза под известным брендом. Наиболее яркий из традиционных русских народных художественных промыслов - хохлома, она несет в себе визуальное представление русской идентичности, хотя марка может быть и другой.
Предприятия нижегородских промыслов в состоянии оснастить такие ресторанчики всей необходимой утварью: посудой, предметами сервировки, мебелью, скатертями, портьерами, одеждой персонала. С созданием такой франшизы мы могли бы обеспечить загрузку предприятиям НХП и частным мастерам, способным пока еще создавать аутентичные интерьеры и предметы, а малый бизнес сможет получить национальную ресторанную франшизу с близкой и понятной кухней и родными интерьерами.