Специалист департамента ЖКХ Минстроя России Александр Фадеев объяснил, что дорожная карта акцентируется на усилении контроля над теплоподачей, теплопотерями инженерными системами здания и приборном учете потребленных ресурсов. Но... на практике не работает.
- В дорожной карте уже заложены механизмы для эффективного планирования потребления ресурсов в жилых домах, - пояснил Фадеев, - однако для общественных зданий этот процесс пока находится в зачаточном состоянии. Особенность таких зданий в том, что у них, в отличие от жилых, много хозяев. То есть, если для жилых домов вопросы энергоэффективности лежат на плечах минстроя, то за энергоэффективность школ отвечает минобразования, за больницы - минздрав, за административные здания - органы муниципального управления.
Сейчас разрабатываются требования по энергосбережению к зданиям, строениям и сооружениям, однако этот документ тоже "тормозит" из-за проблем межведомственного взаимодействия. Почти готов закон о стимулировании энергосервисных контрактов в жилфонде, но и этот документ не может обойти один пункт - согласно закону 100 процентов жителей должны проголосовать за энергосервисный контракт. А это практически невозможно. Как обойтись "малой кровью" и принять энергоконтракт, который в дальнейшем поможет снизить квартплату, - пока не ясно.
Эксперты верят, что в будущем класс энергоэффективности здания будет определяться еще на этапе его проектирования. В этом идеальном будущем все жильцы многоквартирного дома заинтересованы в экономии и повышении класса энергоэффективности своего жилья, а в доме с высоким классом считается престижно жить, так как его дороговизна со временем окупится за счет экономии на коммунальных платежах. Однако на деле эта мечта может и не реализоваться.
- В стране нет государственной стратегии обеспечения приборного учета потребления ресурса, - говорит заместитель руководителя секции по вопросам законодательного обеспечения теплоснабжения экспертного совета при комитете Госдумы РФ по энергетике Василий Поливанов. - Да, в 261 законе написано, что прибор учета должен быть, но при потреблении меньше определенного показателя (1Гкал) его можно не ставить. Другой момент - по закону прибор ставит потребитель, но если до 2013 года он этого не сделал, тогда ответственность лежит на ресурснике. Надо, наконец, сделать приборный учет обязательным в любом случае и определиться, кто же их ставит.
Как рассказал Василий Поливанов, нередки случаи, особенно в неблагополучных районах, когда жильцы останавливают или скручивают счетчики, причем, делая это, они уверены, что "восстанавливают справедливость". Доходит до того, что ресурсники за свой счет ставят прибор, а жильцы "помогают" ему выйти из строя с помощью короткого замыкания.
- У наших потребителей еще срабатывает отношение "не свое - значит можно". Если бы кровные деньги жильцов были вложены в этот прибор учета, все было бы по-другому, но вот такую систему еще предстоит создать, - говорит эксперт.
Более того, внимания требует наладка биллинговой системы - если ее сразу соединить датчиками давления, то будут видны все перетопы в доме, и отпуск тепла можно будет сократить. Чиновники говорят, что пока на доработке вопрос обязательного оснащения дома автоматическими приборами сбора информации со всех приборов учета. Ранее предпринимались попытки совместить систему сбора показаний с индивидуальных квартирных счетчиков с общедомовыми. Однако некоторые собст-венники, опять же, просто отрезали провода, идущие от считывателя к прибору.
В целом, говорят работники энергетической сферы, пока психология потребителя, к сожалению, такова: "зачем экономить мне, если сосед экономить не будет, а мне все равно платить".
Те, у кого стоит тепловой счетчик, не могут платить меньше других, так как, например, в доме приняли решение оплачивать по общедомовому прибору. Кто-то экономил, ставил счетчики, а кто-то открыл окно и ушел - все это будет поделено на равные части, что несправедливо. Плюс не всегда учитывается отопление мест общего пользования. Эксперты пояснили: такая ситуация сложилась потому, что промах в стратегии допущен с самого начала.
- Из-за того, что сначала решили взимать плату по потребленному ресурсу, а потом по показаниям общедомового счетчика, возникли разрывы из-за разных погрешностей индивидуальных и общедомовых счетчиков, так как через них проходит разный объем теплоносителя. Более того, даже зная о повышенной плате, приборы сознательно устанавливают не все, - подытожил Поливанов.
Непонимание возникает и у строителей. По словам представителя одного из региональных центров энергоэффективности Сергея Ткачева, хоть по федеральному закону за строительство здания высокого класса энергоэффективности и положено бесплатное подключение к сетям, живого примера пока никто еще не видел.
Также в законодательстве отсутствует механизм, при котором можно сопоставить проект энергоэффективного здания и его реальное воплощение.
В целом радужное "экономное" будущее оказалось дальше, чем думали, говорят эксперты. Принятые на уровне правительства документы остаются на бумаге, так как каждое отдельное министерство не знает алгоритма своих действий, необходимых для реализации закона.
Так что стратегию энергоэффективности и дорожную карту будут дорабатывать и внедрять, судя по всему, еще долго.