В Калининградской области контролирующие органы рассчитывали провести в 2016 году 2,9 тысячи плановых проверок субъектов бизнеса, однако прокуратура утвердила только 1,7 тысячи контрольно-надзорных мероприятий. При этом, по словам калининградского бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, становится больше внеплановых проверок. В текущем году их количество оценивается на уровне двух-трех тысяч, и далеко не всегда эти мероприятия являются законными.
- Чаще всего причиной для проведения необоснованной проверки субъекта бизнеса становятся "фиктивные" обращения граждан, - комментирует Дыханов. - В каких-то случаях органы власти оказываются не по своей воле втянутыми в конкурентную борьбу субъектов бизнеса. В каких-то случаях написание обращений инициируют сами сотрудники контрольно-надзорных органов - чтобы отомстить компании за отказ платить какую-то мзду, собрать больше штрафов или просто не позволить субъекту бизнеса "расслабиться".
Из 72 письменных обращений, которые поступили в аппарат калининградского бизнес-омбудсмена в текущем году, семь содержат жалобы на контрольно-надзорные мероприятия. Шесть этих проверок уполномоченный по защите прав предпринимателей признал необоснованными.
- К нам также поступило порядка десяти устных жалоб на незаконные надзорные действия органов власти, - считает Дыханов. - Хотелось бы посоветовать субъектам бизнеса не молчать, если контрольно-надзорные мероприятия им кажутся подозрительными. Региональный закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей позволяет мне принимать участие в выездных проверках и защищать интересы субъектов бизнеса не только дистанционно, но и в ходе таких мероприятий.
В Петербурге, как и в Калининградской области, большую часть внеплановых проверок органы власти проводят по обращениям граждан.
- Приведу конкретный пример. У одного предпринимателя есть несколько торговых точек в разных районах города, - говорит исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. - Примерно в одни и те же дни на работу этих точек поступили жалобы, подписанные разными гражданами пенсионного возраста. При этом текст обращений был идентичный, вплоть до запятых.
Как считает Меньшиков, контролирующие органы следует обязать связываться с заявителем, чтобы более детально идентифицировать его личность, уточнить информацию, содержащуюся в обращении. Главное при этом - соблюсти баланс интересов граждан и предпринимателей. Не заставлять человека, который действительно по-страдал от действий недобросовестного субъекта бизнеса, бегать по кабинетам, но и не выходить с проверкой на предприятие по каждой жалобе, в том числе фиктивной.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются вновь созданные малые и средние компании, связана с обилием контрольных действий со стороны органов власти, которые не называются проверками. Когда открывается новое предприятие торговли или сферы услуг, за один день его могут посетить два-три ревизора. Участковый просит предоставить копию договора аренды, сотрудник районной администрации - лицензию на право осуществлять ту или иную деятельность, торговать алкоголем.
- Предприниматель тратит человеко-часы, бизнес-климат становится некомфортным, - резюмирует Меньшиков. - По-этому необходимо, с одной стороны, запретить контролирующим органам требовать от субъектов бизнеса документы, если их можно запросить в другом госоргане. С другой стороны, запретить в принципе проводить неформальные контрольные действия, если для этого нет законных оснований.
С предложениями исполнительного директора Союза малых предприятий Санкт-Петербурга согласен калининград-ский бизнес-омбудсмен.
- Что касается фиктивных жалоб, вот показательный случай. От имени некого студента из Московской области пришли жалобы на калининградское масложировое предприятие, которое якобы сливает загрязненные стоки в реку Преголю, - продолжает Дыханов. - На производство выехали сотрудники шести контролирующих органов. Выяснилось, что у предприятия замкнутый цикл водо-
потребления: стоки очищаются, используются повторно и никуда не сливаются. Студент же, от имени которого поступили обращения, никогда в Калининграде не был. Он продал свои паспортные данные неизвестным людям и ничего не знал о жалобах. Если бы представитель хотя бы одного из контролирующих органов позвонил этому человеку, государству не пришлось бы тратить деньги на проведение шести проверок.
Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо внести изменения в ФЗ N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ-ственного надзора и муниципального контроля", уверен калининградский бизнес-омбудсмен. Запретить проводить проверку в случае, если заявитель в процессе устного общения с представителем органа власти будет утверждать, что не писал обращение. И разрешить не проводить проверку, если гражданин не может конкретизировать факты предполагаемого нарушения. Сотрудники органов власти, которые уже сейчас связываются с заявителями, утверждают: обычный телефонный звонок отсекает 30-40 процентов жалоб.
Кроме того, важно нивелировать проверки "по звонку сверху" - кроме случаев, когда существует реальная угроза жизни и здоровью граждан. Пока же федеральные министерства и ведомства имеют право инициировать проверки.
"Надзорные каникулы" регламентирует именно ФЗ N 294. В рамках этого же ФЗ органы прокуратуры могут контролировать деятельность ревизоров в части проведения проверок. В Новгородской области, по информации региональной прокуратуры, в текущем году необоснованными были признаны шесть контрольно-надзорных мероприятий субъектов бизнеса. Чаще всего предпринимателей проверяли с нарушениями законодательства региональные управления Роспортебнадзора и Роскомнадзора.
- Сотрудников органов власти, готовивших проект распоряжения о проверке и проводивших их, которые были признаны необоснованными, можно привлечь к дисциплинарной ответ-ственности, - говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Андрей Санаров. - А руководителю, уполномочившему проведение проверки, грозит административная ответственность, предупреждение или административный штраф. При повторном нарушении - дисквалификация на срок до одного года. Аннулируются и результаты проверки.
Предпринимателям рекомендуют оперативно обращаться в прокуратуру, получив распоряжение о проведении проверки, которая им кажется необоснованным, или документа по итогам такого мероприятия. Однако пока чаще всего проверки признаются незаконными по прошествии нескольких месяцев, в результате плановых надзорных мероприятий прокуратуры. Важно, чтобы о нарушении стало известно пока не прошли сроки давности правонарушений, а предприниматель не успел заплатить штрафы.