18.10.2016 17:07
    Поделиться

    Когда Севастополь получит новые пассажирские катера и причалы

    Если во многих российских портах морские пассажирские перевозки в основном связаны с туризмом, в Севастополе они - регулярный общественный транспорт. В сентябре через бухту перестали ходить паромы, частный перевозчик отказался работать из-за убытков. Дополнительная нагрузка в миллион пассажиров в год легла на катера "Севморпорта", которым уже более 30 лет. Они также убыточны, но остановить работу социальных линий нельзя. Пассажирский флот требует обновления, однако средств на это нет.

    35 лет на плаву

    Самая оживленная линия - Графская пристань - Северная, рейсы на ней выполняются каждые 15 минут. Три катера ежедневно перевозят 10 - 11 тысяч человек, а в летний сезон число пассажиров доходит до 25 тысяч. Маршрутом Артбухта - Радигорка пользуются 3,5 тысячи человек в день, а рейсами в бухту Голландия и Инкерман - около 500. За год получается около семи миллионов пассажиров, что в 1,5 раза больше, чем на Керченской паромной переправе.

    И хотя морской транспорт в Севастополе крайне востребован, он переживает не лучшие времена. Семь из 14 пассажирских катеров ГУП "Севастопольский морской порт" стоят на ремонте, такого никогда не было, признаются работники портофлота. А для нормальной работы на четырех регулярных линиях нужно 8-9 судов.

    - Катерам по 35 лет, а покупкой новых никто не занимается, - рассказал "РГ" моторист-матрос Александр Золотов. - Дошло до того, что даже запчасти не покупают, а снимают со старых катеров, которые по несколько лет стоят в ремонте.

    В руководстве "Севморпорта" объясняют, что проблемы копились не один год, сказался и переходный период, когда порт остался без работы, а убытки предприятия по итогам 2015 года достигли 136 миллионов рублей.

    - Потребность в новых катерах есть, но порт не в состоянии их купить, - говорит начальник портофлота ГУП "Севморпорт" Борис Мишин. - Поэтому мы ремонтируем старые. Эти катера очень удобные, проект 1438 был специально разработан в советские годы для Севастопольской бухты. Если регулярно чинить или заменять механизмы, они смогут прослужить еще лет 20.

    С двойной специальностью не найти

    Рабочий день у экипажа пассажирского катера начинается затемно. Первый рейс - в 5 утра, а прибыть на базу надо заранее, подготовить катер и подогнать его к причалу, где уже собираются пассажиры.

    Каждому судну положен экипаж из шести человек, но людей не хватает.

    - Увольняются из-за низкой зарплаты и тяжелых условий, - рассказывает Александр Золотов. - На работу встаем в 4 утра, добираемся своим ходом - доставку автобусом давно отменили. Кто пешком, кто на велосипеде - и в дождь, и в гололед. Оклады по 18 тысяч, и чтобы прокормить семью, берем сверхурочные. Домой приходим после 9 вечера.

    Подыскать замену непросто. В городском центре занятости уже несколько месяцев висит 40 вакансий "Севморпорта" для мотористов-матросов пассажирского катера с зарплатой 18 тысяч рублей.

    - Сейчас сложно найти моряков с двойной специальностью, их никто не выпускает, - отмечает Борис Мишин. - Хотя они востребованы на переправах и буксирах. Но теперь надо отдельно выучиться на матроса и на моториста.

    Себе в убыток

    Проезд на катере стоит 15 рублей, а себестоимость перевозки одного пассажира - более 30 рублей. Только за 2015 год перевозка пассажиров принесла "Севморпорту" 18,7 миллиона рублей убытков. Эту разницу предприятие покрывает за счет других видов деятельности, а также получает компенсацию из бюджета за перевозку льготников (в 2015 году она составила 12,5 миллиона рублей при выручке от продажи билетов около 53 миллионов).

    В 2015 - 2016 году, помимо трат на ГСМ, текущий и капитальный ремонт, зарплату, освидетельствование катеров и оборудования в Российском речном регистре, заметно увеличились расходы на обеспечение безопасности пассажиров. Так, сейчас половина стоимости билета, 7,4 рубля, уходит на страхование пассажиров. Для каждого катера надо купить спасательные плоты на сумму более 3 миллионов рублей, а на создание постов транспортной безопасности потратить более 30 миллионов рублей. Из-за этого и застопорился ремонт катеров, объясняют в порту.

    - В прошлом году был финансовый провал, - говорит директор "Севморпорта" Александр Мартынов. - Сейчас у нас появилась прибыль от стивидорной деятельности, портовых и стояночных сборов, поставки стройматериалов. На эти средства будем восстанавливать буксиры, а следом - катера. На это уйдут следующие полгода.

    Закупка запчастей уже началась. Недавно "Севморпорт" купил на Барнаульском машиностроительном заводе четыре новых двигателя для катеров стоимостью 900 тысяч рублей каждый.

    Причалы будут, а катера...

    По примерным подсчетам постройка нового катера обойдется в 50 миллионов рублей. В Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя, где для севастопольского порта предусмотрено 1,26 миллиарда рублей, поначалу было включено строительство пяти катеров для Севастополя на сумму около 250 миллионов рублей. Чиновники вовсю рапортовали, что все будет сделано, но потом решили убрать этот пункт из программы, ничего не объяснив.

    Постройку катеров можно внести в госпрограмму "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя", взяв за основу старый проект 1438 и приведя его к современным нормам.

    Серьезных вложений требуют также причалы и пирсы. Частично их обновляет порт, но средств также не хватает. К примеру, у Графской пристани уже несколько лет используется только один пирс, реконструкция второго остановилась на полпути - закончились деньги. А причалы на инкерманском маршруте вообще не отвечают требованиям и могут разрушиться в любой момент.

    На помощь пришла ФЦП. В августе 2016 года Севастополь получил 75,8 миллиона рублей на проектно-изыскательские работы по реконструкции шести причалов. 2,9 миллиона из них предусмотрены для катерного пирса N147 у Графской пристани, 4 миллиона - на пирс N29 в бухте Голландия, 5 миллионов - на причал N65 в бухте Троицкая, 9,9 миллиона - на паромный пирс N155 в Артбухте, 19 миллионов - пирс на Северной стороне и 35 миллионов - удлинение грузового причала N56 в Малом Инкермане.

    На днях и. о. директора департамента городского хозяйства Андрей Чибисов сообщил, что подрядчики приступили к работе, однако ФАС обнаружила нарушения в контрактах и обратилась в суд с иском о расторжении.

    - Видимо, будут заново проведены конкурсные процедуры. До конца года вновь определим подрядные организации, и проектирование будет продолжено, - пообещал чиновник.

    Но как будет обновляться пассажирский флот, неясно. И пассажиры и работники катеров надеются, что власти города услышат о проблеме и найдут источники финансирования.

    Справка "РГ"

    Проект 1438, тип "Молодежный" - пассажирское судно для севастопольской переправы, был разработан в 1974 году. Серия строилась на Ильичевском судоремонтном заводе с 1980 по 1984 год. Для Севастополя было построено 14 катеров, а всего - 26. Они вмещают до 250 пассажиров. Расчетный срок эксплуатации - 25 лет. Суда севастопольского проекта продолжают работать в российских портах. К примеру, теплоход "Пассат" 1984 года постройки в настоящее время курсирует между Владивостоком и мысом Песчаный. Билет на него стоит 58 рублей для островитян и 100 рублей - для остальных пассажиров. А катера "Лейтенант Гринько" и "Поэт Андрухаев", долго работавшие в Анапе, этим летом возили туристов из Балаклавы на пляжи за 100 - 150 рублей.

    Поделиться