Этот старт должен был состояться еще в конце сентября, но был отложен из-за технической неисправности. Как установили специалисты, кабель системы приземления был зажат во время испытаний. Сработала контрольно-измерительная аппаратура, которая и выявила ошибку.
Специалисты проблему устранили, после чего повторно провели полный пакет испытаний корабля. Надо сказать, что и этот экипаж, и другие очень хорошо отзываются о бортовых системах и оснащении модифицированного "Союза". По словам космонавтов, корабль стал более интеллектуальным. Например, теперь у него новая схема расположения двигателей. Если совсем просто, то она, скажем, позволит выполнить сближение и стыковку даже в случае отказа одного из двигателей. Или такой важный момент: на "Союзе МС" установлена новая система связи и пеленгации, которая, помимо улучшения качества радиосвязи, облегчит поиск спускаемого аппарата, приземлившегося в любой точке земного шара. Как говорят эксперты, это некий промежуточный математический корабль. Многие решения используются при создании беспилотника нового поколения, на котором россияне полетят к Луне, а, возможно, и дальше.
Андрей Борисенко летит на орбиту во второй раз: в его космическом багаже уже есть 164 суток работы на МКС. Кимброу тоже не новичок - его первый полет в составе экипажа шаттла "Индевор" длился 15 суток. Дважды выходил в открытый космос. Кстати, Роберт будет командиром юбилейной - 50-й экспедиции на МКС. А вот для Рыжикова этот старт первый.
В российской программе научно-прикладных исследований - 54 эксперимента по шести направлениям. Некоторые эксперименты - продолжение тех, что идут на орбите, а некоторые экипажу предстоит выполнить впервые. Одни из наиболее увлекательных - по выращиванию перцев на борту станции и по отработке технологий дистанционного управления самодвижущимися аппаратами. В частности, луноходами. "Программа действительно интересная, это - планка, до которой хочется добраться и взять в свои руки", - признался незадолго до запуска Сергей Рыжиков.
Перед каждым стартом космонавты выбирают индикатор невесомости: обычно это бывает какая-то детская игрушка, которая подвешивается на резиночке к пульту космонавта. Как только корабль преодолевает "порог" космоса, игрушка начинает свободно парить в воздухе. Стартовавший экипаж вместо игрушки выбрал модель пилотируемого корабля нового поколения "Федерация". "Мы решили к нашему полету приурочить первый испытательный полет маленького макета корабля, который будет создан в нашей стране - корабля "Федерация", - сказал Андрей Борисенко.
На орбите новый экипаж отработает 155 суток. На станции коллег с нетерпением ждут несущие сейчас космическую вахту россиянин Анатолий Иванишин, японец Такуя Ониши и американка Кэтлин Рубинс. Кстати, на борту "Союза МС-02" находится частица мощей преподобного Серафима Саровского. После окончания полета этого экипажа она будет передана в храм Преображения Господня в Звездном городке.
Между тем
Для работы за бортом космической станции космонавты скоро получат новые скафандры "Орлан-МКС". Как рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор - главный конструктор НПП "Звезда" имени академика Г.И.Северина Сергей Поздняков, в новом скафандре "Орлан-МКС" установлен климат-контроль - автоматическая система терморегулирования. Она способна учитывать уровень нагрузки космонавтов, их собственную температуру, количество потребляемого кислорода и выделяемого углекислого газа. Ничего подобного у американцев нет. Еще очень серьезная новация: резиновые оболочки скафандра заменены на полиуретановые. Те скафандры, в которых сейчас работают космонавты, рассчитаны на 15 выходов в открытый космос. А "Орлан-МКС" - до 20 и больше. Изменение претерпели и "мозги" скафандра - компьютер и программа его работы. Тестирование идет по 50 параметрам, и в случае сбоя или при необходимости все данные выдаются на новый модернизированный жидкокристаллический дисплей.
Первый скафандр нового поколения для работы в открытом космосе "Орлан-МКС" будет отправлен на Международную космическую станцию в декабре. Еще два прибудут туда в следующем году, сообщает ТАСС.