19.10.2016 21:14
    Поделиться

    Патриарх Кирилл ответил на вопросы студентов на ВДНХ в Москве

    Патриарх ответил на вопросы студентов
    II Международный православный студенческий форум на ВДНХ в Москве вызвал ажиотаж. Заявленный как духовный, он усилиями студентов МГУ представил два симулятора виртуальной реальности, студентов РГСУ - образовательную систему, которая моделирует варианты развития цивилизации. Студенты-архитекторы показали проекты реставрации древних храмов, технические вузы - роботов-коптеров, аватаров и трактор-беспилотник, заменяющий крестьянина. На площадках форума побывали 14,3 тысячи человек. А главная встреча - лекция и сессия вопросов и ответов с Патриархом Кириллом и студентами - вместила лишь треть желающих. Потому "РГ" реконструирует диалоги Патриарха и студентов.

    Экскурсия по залам форума так впечатлила предстоятеля РПЦ, что он сначала в своей лекции говорил о роботах, а потом особо выделил вопрос, заданный ему студенткой Московского физтеха Алиной Мац-вай: "Девушка смотрит в самую глубь". Алина спросила:

    - В Казани начал работать первый робот-учитель. Мир пытается создать искусственный интеллект. Какое отношение у Церкви к таким разработкам?

    - Положительное. Робототехника служит улучшению жизни людей. Но на выходе, как говорят инженеры, может быть разное. Не знаю, насколько правильно, чтобы роботы занимались образованием студентов. Они могут передавать информацию, как компьютеры или телевидение. Но я убежден в том, что робот не может заниматься воспитанием человека. Главная претензия сегодня к школе - она дает знания, но не формирует личность. Поэтому пусть роботы делают свое дело, а вот вопросы воспитания нужно оставить педагогам.

    И хотя разговоров о высоких технологиях и роботизации было много, иной уровень - мировоззренческой дискуссии - обозначил один из первых вопросов. Его задал студент Московского государственного строительного университета Егор Елунин:

    - Мир говорит о наступлении постхристианской эпохи. Как вы думаете, сегодня человек должен быть человеком мира или иметь свою религиозную позицию?

    - Я не согласен с тем, что наступила постхристианская эра. Где-то христианство отступило, по крайней мере внешне. Где-то внешние проявления христианства запрещаются. Но и в СССР эта проблема была. Другое дело, даже там не боролись с ношением нательных крестиков. Вокруг ребенка, который его носил, могла создаваться нездоровая среда. Я через это прошел в школе. Требовалось мужество, чтобы на медосмотре в школе не снять крестик, но никто не требовал, чтобы я его не носил.

    А сегодня в ряде стран, позиционирующих себя цивилизованными, чтобы ребенку носить крестик, нужно получить разрешение руководства школы. "Но его не дают!" - говорили мне недавно мои знакомые из страны, позвольте ее не называть. Мотивация - "чтобы не оскорблять религиозные чувства других людей". Или в странах Запада Рождество нельзя называть Рождеством. "Давайте говорить Xmas, а не Christmas, то есть "Рождение Христа". Спрашиваем: "Почему?" - "Чтобы не обижать мусульман". Спрашиваем мусульман: "Вас обижает ношение креста или слово "Рождество"? "Нет", - отвечают. Не мусульмане виноваты и не толерантность, а по всей вероятности, есть идеологическая установка на изгнание христианства. Но это не постхристианство как результат интеллектуального развития. Дело не в том, что человечество поднялось над религиозными предрассудками, и не в том, что мировоззренческие достижения разума не оставили пространства для Бога. Постхристианство - результат долголетней работы с сознанием тех, кто христианство не разделяет. Их право. Но и мы вправе ставить вопрос о притеснении верующих. Если будут созданы условия для свободы вероисповедания, думаю, уровень "дехристианизации" снизится.

    - А право выбора?

    - Он зависит от состояния человеческих душ. Прагматизм, желание зарабатывать и тратить, потреблять неизбежно ставит вопрос: зачем мне Бог? Это результат не философского развития и не выбора, а вопрос победы потребительской психологии - духовного заболевания человечества. Ведь если человек живет только для того, чтобы потреблять, и у него нет религиозной перспективы вечности, то побеждает принцип "бери от жизни все", ведь дальше ничего нет. Скажите, кто победит в схватке - мальчишки-мусульмане на улице какого-нибудь западноевропейского города, которые идут на смерть за свою веру (безусловно, искаженную), или полицейский, который им противостоит? Мальчишка верит в будущую жизнь. Полицейский верит в силу зарплаты, материального положения и жизни со всеми удобствами. Зачем ему вступать в противоборство с этим молодым человеком? Есть риск погибнуть. И мы видим, как полицейские отступают от безоружных людей. Можно ли защищать Родину, если все подчинено потреблению и комфорту? Зачем? Может, лучше стать беженцем, пока здесь неразбериха, пока здесь кто-то с кем-то воюет? Человек верующий так не поступит. Для него любовь к Родине как любовь к матери.

    А жить в разных странах? Так сегодня это норма, как и быть человеком мира. Важно при этом не терять линию жизни - систему ценностей, хранить веру.

    Включается гигантский монитор. Идут пейзажи Крыма - "Ласточкино гнездо", Севастополь и памятник затонувшим кораблям, памятник "Вежливым людям" в Симферополе. Во весь экран улыбается симпатичная девушка: "Здравствуйте, Крымский федеральный университет приветствует вас! Мы находимся в медицинской академии, у храма святителя Луки Крымского и готовы задать свой вопрос".

    - В России студенты получают конкурентоспособное бюджетное образование, но уезжают за границу. Как сделать так, чтобы студенты работали дома?

    - Работа за границей - это не трагедия при условии, что Россия остается родиной и будущее человек связывает с ней. Тут пример всем показывают китайцы. За границей они работают, получают деньги, которые отсылают домой. Кстати, когда начались изменения в КНР, первичный капитал, положенный в основу бурного экономического развития, был привлечен зарубежными китайцами. А у нас нередко происходит так: человек пожил два-три года за границей, еще толком не выучил английский, а по-русски уже говорит "с акцентом", чтобы все понимали, что он уже и не очень-то русский. Английские интонации вообще становятся модными среди нашей молодежи. И тут вопрос не в том, где ты живешь, а в том, что у тебя в душе и что в твоем сознании. Я надеюсь, что наша молодежь вне зависимости от места проживания будет служить интересам родины.

    Видеопейзажи Крыма сменяет видеозаставка канадского Торонто. Один из координаторов встречи владыка Игнатий представляет вопрос, который поступил в видеоформате от студента Владимира Смирнова. Он учится в Торонто (Канада), он прихожанин Канадской епархии РПЦЗ.

    - Как Церковь относится к занятиям спортом и не является ли современный культ здоровья по сути антихристианским?

    - Спорт для поддержания силы духа, как такое не поддерживать? Если человек не сопровождает физические упражнения и заботу о своем теле заботой о духе, происходит перекос. В Писании есть понятие "похоть плоти". Это когда плоть, то есть телесное начало господствует над человеческим сознанием. Когда происходит такое поглощение плотью духовного, интеллектуального начала, это и есть грех и его надо остерегаться.

    Зачем мне Бог? - это вопрос победы потребительской психологии

    Гаснет экран. Вопрос из зала задает студентка МГТУ имени Баумана Антонина Марычева:

    - Сегодня женщины успешно реализуют себя в науке и бизнесе. Есть у этого явления обратная сторона: девушки позже выходят замуж, позже рожают детей. Как вы считаете, это проблема?

    - Хорошо, когда женщина, как говорят, делает карьеру. В каких-то сферах женский ум оказывается более проницательным, чем мужской. Но неправильно, чтобы карьера деформировала ценностные установки. Они вечные - брак и семья. Конечно, работающей женщине должны помогать близкие, чтобы она воспитание детей не относила на периферию жизни, мол, я очень занята, я президент банка, ребенка отдам няне или воспитателям. Увы, это модно. Это, конечно, грех отступничества от материнского призвания. В холодном доме люди не живут.

    Микрофон просит студентка Российского государственного социального университета Диана Куркина. Она спрашивает:

    - Как вы считаете, это нормально, когда к священнослужителю обращаются за советом по абсолютно любым вопросам?

    - Вчера к настоятелю одного московского храма пришел бизнесмен. Рассказал о своих проблемах, потом просит: "Батюшка, ты и с Патриархом встречаешься, есть светские связи, помоги мне все эти вопросы разрулить". На что мудрый батюшка ответил: "Знаешь, я могу вместе с тобой помолиться". Бизнесмен приуныл: "Ну, давай помолимся". Батюшка отслужил молебен, на прощание говорит: "Я все равно буду молиться за тебя". Через неделю тот снова приходит. Говорит: "Слушайте, все разрулилось, не знаю, вашими молитвами или еще отчего-то". Разумный батюшка отвечает: "И я не знаю, молитва ли причиной или стечение обстоятельств, но слава Богу".

    Это я к чему? Чтобы ответить, с какими вопросами нужно обращаться, а с какими не стоит. Часто священнику на исповеди задают вопросы, на которые он не может ответить. Так бывает, если пришедший на исповедь воспринимает священника как волшебника. Нередко спрашивают, например, разменять ли четырехкомнатную квартиру на одну двухкомнатную и две комнаты в коммуналке. Я всегда говорил: "При всем желании не могу ответить, я не знаю вашу жизнь в тонкостях". Или спрашивают: "Мне выходить замуж или нет?" Если ты знаешь эту девушку, если у тебя есть понимание того, что у нее происходит в душе, тогда можно деликатно сказать: "Мне кажется, надо немного подождать". Или наоборот: "Выходите замуж". Но когда незнакомая женщина задает священнику такой вопрос, она рассчитывает, что перед ней человек, который приведет ее к счастью. Это заблуждение.

    К священнику нужно обращаться с духовными вопросами - и тогда можно рассчитывать на компетентный ответ. Но и тут бывают истории... Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают высокоинтеллектуальные люди. Один из таких как-то со мной поделился ощущением от беседы со старцем: "Я даже не понял до конца, что он говорит, он как-то невнятно бормотал". Я спрашиваю: "А что вы хотели, лекцию? Он сказал то, что сказал, подождите". Сейчас тот интеллектуал постоянно приезжает исповедоваться к старцу. Значит, был какой-то ответ, и это никакая не магия - просто сила молитвы.

    Когда наступает время для последнего вопроса, группа студентов разных вузов просит паузу для делегирования кандидата.

    "Анастасия Жилкова, студентка ВГИКа", представляет девушку, которая будет задавать последний вопрос, координатор диалога телеведущая Екатерина Грачева. Но сначала она озадачивает вопросом Анастасию:

    - Помимо роли актрисы как вы относитесь к другой возможной роли в вашей жизни - матери и жены?

    - А я замужем, у меня ребенок в первый класс пошел, - отвечает та. После чего задает последний вопрос:

    - Как найти свое призвание и что делать, если нет интереса только к одному виду деятельности?

    - Иногда разнообразие интересов служит причиной получения широких знаний. Есть много таких людей. Полагаю, нужно удовлетворять свои интересы, но невозможно быть сразу всем - и садоводом, и парикмахером, и священником, и актрисой. Надо искать и выбирать то, что является доминантой в твоем сознании. Умение читать себя, читать свои мысли, чувствовать себя - большое умение. Иногда человек воспринимает как призвание некие эмоциональные порывы. У меня были случаи, когда приходил мальчик с горящими глазами и говорил, что хочет стать священником, но даже поверхностный разговор убеждал меня в том, что желание возникло случайно. Потом кто-то подтверждал свое намерение, кто-то отказывался. Я им говорил и вам скажу, как тот батюшка, к которому бизнесмен пришел: "Молиться надо".

    Но если возникают интересы к чему-то другому, в этом нет ничего плохого. Есть такое понятие, как вторая профессия, которую иногда осваивают люди. Я встречался с человеком. Он в 80 начал изучать испанский язык. Он умер в 85, это поразительно, но он говорил по-испански...

    Прямая речь

    "Мне не встречается, за редким исключением, пропаганда подвига. Пропаганда успеха - да. Человек должен быть успешным. Но для этого надо еще преодолевать трудности. И вот на этом пути имена успешных людей на слуху, а героев не запоминаются. Например, офицера Александра Прохоренко, который, чтобы не сдаться в плен террористам ИГИЛ, вызвал на себя артудар сослуживцев. Многие его имя забыли, как забывают имена пожарников, погибших, отдавая свою жизнь за други своя. А ведь подвиг - это движение вперед и вверх, и оно не может быть простым, а предполагает концентрацию энергии, разума, воли, чувств, высокое целеполагание. С подвигом идет подлинное развитие личности, в противном случае жиром зарастают мозги, человек и народ теряют пассионарность".

    Фрагмент лекции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на II Международном православном студенческом форуме.

    Москва, 2016

    Поделиться