19.10.2016 04:00
    Поделиться

    Почему фрилансеры в ЮФО не хотят регистрировать свой бизнес

    Почему фрилансеры не хотят регистрировать свой бизнес?
    Минфин предложил на время освободить от НДФЛ самозанятых граждан - тех, кто живет собственным подворьем, репетиторов, нянь и так далее. Много ли таких на юге страны, почему они не желают легализоваться и поможет ли им налоговая преференция в становлении своего бизнеса?

    По разным оценкам, от 20 до 25 миллионов россиян трудоспособного возраста не имеют с государством никаких взаимоотношений за исключением наличия паспорта. Они нигде не регистрируют свои доходы, не участвуют в формировании Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования, однако бесплатные медицинские услуги и другую социальную помощь получают в том же объеме, что и работающие граждане.

    - Сколько разного рода фрилансеров работает на юге страны, можно узнать только по косвенным данным, - считает кандидат экомических наук Александр Фатеев. - Надо учитывать, что понятие "самозанятость" или "самозанятый гражданин" в законодательстве отсутствует. Понятия такого нет, а люди есть. Речь идет, прежде всего, о тех, кто оказывает базовые бытовые услуги. Это дизайнеры, программисты, автомеханики, парикмахеры, водители. Список достаточно длинный. Прибавьте сюда и весьма многочисленную категорию - сельских жителей, которые продают свою продукцию на рынках.

    Тех, кто уже зарегистрировал свой бизнес, немало. Так, на учете в органах Пенсионного фонда Ростовской области состоят 130,9 тысячи индивидуальных предпринимателей, из них 25,6 тысячи используют труд наемных работников. В области трудятся 7,8 тысячи глав и членов крестьянских фермерских хозяйств, а также 3,2 тысячи адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой. По данным администрации Волгоградской области, в регионе 28,6 тысячи малых и средних предприятий, зарегистрировано 60 тысяч индивидуальных предпринимателей. Астраханьстат приводит следующую цифру: 28659 ИП. И наконец, по информации Пенсионного фонда Калмыкии, в республике работают около 9700 ИП. По самым оптимистичным прогнозам экономистов, примерно треть от числа уже легализовавших свой бизнес на сегодняшний день отсиживаются в тени, но вполне могли бы пополнить ряды тех, кто оформлен официально.

    Социологические исследования свидетельствуют, что этих граждан беспокоят проблемы легализации, хотя бы из-за того, что им трудно разобраться, на какую пенсию они смогут рассчитывать. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, большинство из них просто не имеет достаточной квалификации, чтобы вести бухгалтерию. Даже либеральное регулирование индивидуальных предпринимателей для них сложно и непонятно. Отпугивает необходимость бюрократических процедур при регистрации, сдача отчетности не только в налоговой, но и еще в трех соцфондах. Кроме того, многие считают, что в тени работать спокойнее, а "кошмарят" как раз тех, кто ведет свое дело открыто.

    Несмотря на то что повсеместно декларируется снижение надзорной нагрузки, количество проверок все еще превышает разумные пределы. Цифры говорят сами за себя. Так, в первом полугодии 2016 года прокуратура Астраханской области предотвратила 161 необоснованную внеплановую проверку субъектов бизнеса. В сфере соблюдения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц прокурорами выявлено около 500 нарушений закона. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза утверждает, что давление надзорных органов по-прежнему является центральной проблемой предпринимателей. Почти четверть всех поступивших в его адрес обращений - это вопросы о законности и обоснованности проверок и привлечения к административной ответственности.

    - Нельзя сказать, что среди парикмахеров и водителей, занимающихся частным извозом, царит эйфория по поводу идеи легализовать их бизнес, - считает экономист Александр Фатеев. - Однако цивилизованно вести свое дело хотели бы многие. Для малого бизнеса создан целый комплекс благ: выдаются субсидии и кредиты, субсидируется процентная ставка, если оборудование получено в лизинг, существуют различные фонды поддержки. Для кого-то выход из тени станет ступенькой, чтобы подняться вверх. Но, чтобы получить доступ к этим преференциям, надо участвовать в легальных экономических отношениях.

    Мнения

    Сергей Булгаков, председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Волгоградской думы:

    - Необходимо юридически выделить категорию самозанятых предпринимателей, которые работают без посторонней помощи сами на себя. Они не должны нести одинаковое бремя платежей с более состоятельными предпринимателями.

    Светлана Абдулазизова, вице-президент союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области":

    - Тема легализации самозанятых обсуждается больше двух лет. Предлагаемый Минфином России вариант, на мой взгляд, не решит проблемы. Во-первых, самозанятые есть в различных сферах, в свое время аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ насчитал 40 видов деятельности, минфин предлагает установить льготы только для 3 - 4 видов.

    Во-вторых, остается открытым вопрос регистрации самозанятых как ИП. Даже самый упрощенный порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя все равно повлечет за собой контроль со стороны различных проверяющих организаций.

    В-третьих, освобождение от НДФЛ на 2 года - это, безусловно, хорошо, но непонятно, освободят ли такие ИП от платежей во внебюджетные фонды.

    Без ответов на эти вопросы легализацию самозанятости постигнет та же участь, что и патентной системы (пока предприниматели не спешат покупать патенты) .

    Поделиться