Анджей Вайда похоронен в среду вечером на Сальваторском кладбище Кракова рядом с могилой его матери Анели. Создатель столь знаковых фильмов, как "Пепел и алмаз", "Канал", "Все на продажу", "Человек из мрамора", "Человек из железа", "Дантон", "Катынь", незадолго до своей смерти закончил новый фильм - "Послеобразы" - о жизни и творчестве польского художника-авангардиста первой половины прошлого века Владислава Стшеминьского. Шире - картина рассказывает о человеке, который противостоит попыткам властей вмешаться в его творчество. В конце сентября эта картина была выдвинута польским оскаровским комитетом на премию "Оскар" в категории "Лучший неанглоязычный фильм".
Напомним, что Вайда родился 6 марта 1926 года. После войны он учился в краковской Академии искусств, но, не закончив ее, поступил на режиссерский факультет киношколы в Лодзи. В 1955 году состоялась первая премьера фильма, снятого молодым режиссером: "Поколение".
Творческая жизнь Анджея Вайды была тесно связана с СССР и Россией. В одном из своих интервью "РГ" он вспоминал: "Мое знакомство с вашей страной началось с самого первого фильма. Моя первая картина "Поколение" была показана в 1955 году в Москве в кинотеатре "Ударник". Тогда я впервые встретился с несколькими советскими режиссерами старшего поколения, которых я до этого знал по их фильмам. Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский в тот момент еще учились в институте кинематографии, так что с ними я познакомился позже. В тот первый приезд в Москву я сделал для себя открытие, что советские режиссеры в те времена жили под гораздо большим давлением и страхом, чем мы, когда снимали свои картины. Для меня это имело большое значение".
В 1972 году он поставил в московском театре "Современник" пьесу американского драматурга Дэвида Рэйба "Как брат брату". "Только в Москве может произойти что-либо подобное. Работаем над спектаклем "Как брат брату", дело идет к премьере, до 12 ночи какие-то репетиции, что-то еще. И вот уже после полуночи мы выходим из театра и я вижу, что в это время у здания театра еще толпятся люди. Я спрашиваю: "А что они тут делают среди ночи?" Мне говорят: "Ну, так они узнали, что у тебя выходит спектакль, и ждут билеты". Нет, не было и не будет театра, зрители которого так стремятся участвовать в культурной жизни, так в ней нуждаются, и готовы идти ради этого на жертвы. Меня это больше всего тронуло", - вспоминал Вайда в интервью "РГ". После этой постановки Вайда предложил театру инсценизацию "Бесов", которых годом раньше поставил в Старом театре в Кракове. Об этом мечтали Галина Волчек и Олег Табаков - основатели "Современника" и друзья Вайды. Но эта мечта сбылась лишь в 2004 году.
Еще одна мечта Анджея Вайды осуществилась, когда по российскому телевидению показали его фильм "Катынь". "Я счастлив, что фильм "Катынь", про который говорили, что его вообще не покажут в российских кинотеатрах, вдруг показали по телевизору и, как мне сказали, 14 миллионов телезрителей его посмотрели. Я не ожидал этого. Ведь дело не в том, что это мой фильм, а в том, что это - часть процесса, который для русских очень труден и важен, потому что подразумевает какую-то оценку Сталинского периода. И вдруг появляется польский фильм, который что-то об этом говорит. Для меня это было очень важно".
Анджея Вайду современники называли "Человек из совести". В 65-ую годовщину Победы в Великой отечественной войне интернет облетел снимок режиссера с лампадой, стоящего на коленях у могилы советского солдата на воинском кладбище в Варшаве. А сам он не скупился на добрые слова о России: "В России удивительный зритель. Стоит работать, тратить огромную энергию и большие идеи, если знаешь, что этого кто-то с нетерпением ждет. Не актеры ждут, не театр - ждет зритель. А ваш зритель - это что-то фантастическое. Это совершенно особенная категория удивительных людей, которые испытывают потребность встречи с хорошим кино и театром. Я был счастлив для них работать".