20.10.2016 13:34
Поделиться

Что мешает омичам организовать промышленный туризм

Омску, ставший в этом веке открытым для иностранцев городом, пытается развивать въездной туризм. Одной из свободных ниш на туристическом рынке остаются местные предприятия со своей историей, опытом, технологиями, которые могут заинтересовать гостей города.

По ту сторону "вертушки"

Проблема в том, что доступ на заводы ограничен. Предприятия охотно принимают иностранные делегации, представители которых впоследствии могут стать их партнерами. Периодически устраивают экскурсии для школьников, студентов и молодых специалистов, которые в перспективе пополнят штат сотрудников. В честь недавнего 300-летнего юбилея города состоялось сразу несколько пресс-туров на омские заводы, ставших для этих предприятий первыми в истории. Между тем обычные туристы по-прежнему не могут пройти через заводскую "вертушку", да и желающих можно пересчитать по пальцам.

- Только в последние два года иногородние туристы начали проявлять интерес к омским предприятиям. Например, по словам уральцев, которые хотели бы приехать в Омск, в открытом доступе информации об уникальных местных производствах почти нет, и поэтому нет стремления их увидеть, - делится опытом руководитель крупного турагентства Сергей Савостьянов. - Впрочем, и тем, кто приезжает, промышленники не слишком рады. Например, этим летом в город приехала группа круизных туристов, направляющихся на теплоходе по маршруту "Новосибирск - Салехард - Омск". Гости захотели посмотреть какой-нибудь местный завод, однако мы не смогли ни с кем договориться. На одних предприятиях сообщили, что путешественники не вписываются в график (экскурсии проводят один-два раза в месяц), другие вообще отмолчались. В результате люди уехали разочарованными.

Заводчан понять можно. Разовые экскурсии не приносят предприятиям особых доходов, зато забот с обеспечением безопасности хоть отбавляй.

В роли танкиста

Между тем нынешние туристы - люди довольно искушенные, к их встрече необходимо серьезно готовиться.

- Для того чтобы все прошло на уровне, требуется соблюсти ряд условий, - поясняет инструктор омского центра развития туризма Светлана Бакулина. - Дело в том, что современным туристам одних только знаний и визуальной информации мало. Им подавай ярких впечатлений, интеллектуального отдыха с интерактивом и развлечениями. Предприятиям удобно устраивать экскурсии в будние дни, а туристам, напротив, в выходные. Они обожают всевозможные дегустации и сувениры. Хотят не просто увидеть процесс, а стать его участником. И если им предоставят возможность собственными руками собрать ракету, покататься на настоящем танке или вездеходе на воздушной подушке, они, возможно, поедут на экскурсию в Сибирь.

И хорошо бы, помимо цеха, показать визитерам еще что-то запоминающееся, а потом заинтриговать тем, чего они еще не видели. И важно, чтобы об этом потом узнало как можно больше других людей. Тогда туристы и потянутся.

Важно, чтобы и заводской гид был в одном лице и экскурсоводом, и инженером, сам мог ответить на любой вопрос. При этом желательно знание иностранных языков. Кстати, с будущего года все экскурсоводы будут обязаны иметь соответствующий сертификат. В любом случае, предприятиям, решившим открыть проходные для гостей, сначала придется серьезно раскошелиться на подготовку.

Кирпич в шоколаде

Промышленный туризм появился не вчера.

- Еще в 1866 году в Америке состоялась экскурсия на ликероводочную фабрику, - рассказывает заведующая кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения Кулагина. - Современным туристам в Голландии предлагают посмотреть цветочные производства, во Франции - фабрики парфюма, в Турции - кожи и мехов, в Финляндии - стеклодувные цеха и судоверфи. Российский промышленный туризм также набирает обороты. В столичных трендах - посещение пивоваренных и кондитерских заводов, фабрик елочных игрушек. В Якутии желающим предлагают ознакомиться с полным циклом алмазного производства - от добычи камня до его превращения в бриллиант. Руководство тольяттинского "АвтоВАЗа" сообщило о готовности продемонстрировать всем желающим процесс создания легенд отечественного автопрома. Главный стимул приоткрыть завесу - добавить предприятию популярности и, в конечном счете, увеличить продажи, в том числе экспортные.

По словам экспертов, в Омской области к гостеприимным предприятиям следует отнести пивоваренные заводы, действующие не только в областном центре, но и, например, в Азовском национальном немецком районе. Помимо них, работают винные, кондитерские, колбасные предприятия, выпускающие брендовую продукцию. Есть уникальные заводы металлоизделий, минеральной воды, полипропилена. Омичи выпускают бензин нового поколения, собирают летательные аппараты, бронетехнику и комбайны.

Специалисты полагают, что Омск может быть интересен для туристов и как бывший тыловой город, в первые дни войны принявший эвакуированные заводы и поставивший на поток выпуск оборонной продукции. Здесь открыты уникальные музеи кирпича и народных ремесел.

К тому же столица Прииртышья имеет удобное географическое положение для того, чтобы принимать туристов из Европы и Азии, в частности, из КНР. Вот только куда они поедут - на шоколадную фабрику Омска или Лондона? Что им покажется более интересным - азовское пиво или баварское? Путешествие в кандалах по Сибирскому тракту или комфортный вояж по Золотому кольцу?

Власти города считают, что в Омске есть все условия для развития промышленного туризма. Тем не менее очевидно, что речь идет о создании новой отрасли. Значит, для начала городу минимум нужна "цементирующая" структура. Например, департамент по туризму, который занялся бы этим профессионально.