Грозит ли сибирским крестьянам обвал цен на рынке зерна

Большой урожай, который крестьяне получили в этом году, грозит обернуться для них не прибылью, а убытками. Переизбыток зерна может вызвать коллапс на рынке, и тогда цены рухнут ниже себестоимости. Омские фермеры уже жалуются на падение цен. В Алтайском крае сельхозпроизводителей пока выручают интервенции, но покупатели в очередь за зерном не стоят.

На Алтае еще свежи воспоминания о кризисе перепроизводства 2009 года. Тогда в крае собрали больше 5,5 миллиона тонн зерна, предложение превысило спрос, и крестьянам пришлось продавать выращенный урожай за бесценок. В последние годы алтайские сельхозпроизводители сумели поправить свое финансовое положение: в 2015-м благодаря высоким ценам на зерно они получили рекордную прибыль - 8,5 миллиарда рублей. В этом сезоне рассчитывать на большие доходы не приходится.

- Для крестьян большой урожай - беда хуже неурожая, - комментирует ситуацию президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. - Цены на зерно уже падают. Исключение составляет только высококачественная пшеница, которой в этом году немного.

В начале уборочной кампании, прогнозируя рекордный урожай в России, глава РЗС надеялся, что рентабельность в отрасли сохранится на достойном уровне. "За счет высокой урожайности себестоимость произведенного зерна будет небольшой, и даже при низких ценах крестьяне смогут заработать", - делился своими расчетами с корреспондентом "РГ" Аркадий Злочевский. Сегодня эксперт оценивает ситуацию уже не так оптимистично. По его словам, большой объем фуражного зерна, которое не поставляется на экспорт, внутри страны переработать будет сложно. Это и может вызвать обвал цен, который в большей степени коснется регионов, удаленных от основных портов: там цены могут упасть ниже себестоимости.

В Алтайском крае пока обвал не произошел, как говорят участники рынка - благодаря интервенциям.

- В начале уборочной кампании цены действительно начали резко падать, - поясняет исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края Александр Вайс. - Третий класс не дотягивал до восьми тысяч рублей за тонну. Но с началом интервенционный торгов они выросли: сегодня в крае за тонну качественной пшеницы дают не меньше десяти тысяч рублей. К сожалению, такого зерна в этом сезоне немного, в основном - четвертый класс. Но и за него дают до 8,5 тысячи рублей за тонну. Государственные интервенции заставили переработчиков установить приемлемые для крестьян цены.

Напомним, что на нынешних интервенционных торгах минсельхоз России установил закупочные цены на мягкую продовольственную пшеницу 3-го класса на уровне 10,9 тысячи рублей за тонну, 4-го класса - 10,4 и 5-го класса - 8,8 тысячи рублей. Государство планирует закупить в ходе интервенций до конца нынешнего года около 600 тысяч тонн зерна, а всего в этом сезоне - более двух миллионов тонн. За четыре сессии в госрезерв уже приобретено около 200 тысяч тонн.

По словам Александра Вайса, алтайские крестьяне активно участвуют в торгах. "У нас аккредитовано много элеваторов, и край может принять до 300 тысяч тонн интервенционного зерна. Это самый большой объем для его хранения в Сибири. В Омской области сегодня нет свободных элеваторных мощностей, и поэтому там самое значительное падение цен -даже на торгах они опускались до восьми тысяч за тонну третьего класса. Алтайские крестьяне дешевле 10,2-10,3 тысячи за тонну свой урожай пока не продавали", - подчеркнул он.

Фермер из Ключевского района Александр Гуков реализовал на интервенционных торгах две тысячи тонн пшеницы третьего класса по 10,5 тысячи рублей.

- У меня в этом году ниже третьего класса зерна нет, и цена в десять тысяч рублей за тонну устраивает, - пояснил Гуков. - Но покупателей нет. Видимо, ждут снижения цен. Да и с элеваторами проблемы. Ключевский стоит, потому что предприятие обанкротилось. Михайловский элеватор только пытаются реанимировать, Табунский и Славгородский уже заполнены, так что приходится возить зерно в Бурлу, а это 140 километров.

Фермер надеется, что цены больше падать не будут, но ему можно не беспокоиться, ведь дефицитную в этом сезоне пшеницу третьего класса он обязательно продаст. Если не алтайским переработчикам, то в госрезерв или в соседний Казахстан, где за тонну высококачественного зерна тоже дают десять тысяч рублей.

- Крестьянам надо знать, что цены будут стабильными, а иначе невыгодно работать, - уверен Александр Гуков. - Поэтому мы в своем хозяйстве ежегодно сокращаем клин пшеницы. На будущий год опять сократим. А увеличим посевные площади под гречиху, чечевицу, попробуем посеять нут. Я стараюсь диверсифицировать производство, расширяя ассортимент возделываемых культур. Это позволяет получать неплохую экономику: если на пшеницу не будет цены, то прибыль дадут другие культуры. В этом году много посеяли голозерного овса и продаем его по тринадцать тысяч за тонну. Им торговать выгоднее - он выходит дороже пшеницы при той же урожайности.