Чтобы взять ситуацию под контроль, в заксобрании создали специальную рабочую группу, которую возглавил зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко.
По общему мнению депутатов, единственный, кто получит выгоду от подписанного соглашения, - концессионер, частная компания. Документ предусматривает самые различные риски инвестора, которые обязуется покрыть область. Например, оплатить недополученную прибыль в течение всего действия соглашения, рассчитанного на сорок лет. В контракте прописана конкретная сумма, которую фирма должна получить за это время, - 121 миллиард руб-лей, но, как считают депутаты, в Новосибирской области нет такого количества мусора, чтобы заработать на нем такие деньги даже при повышении тарифов.
- Согласно статистическим данным, регион поставляет на свалки порядка 350 тысяч тонн отходов в год, - поясняет Вадим Агеенко. - Допускаю, что какая-то часть мусора попадет на несанкционированные свалки. Но даже если мы поднимем сегодняшние тарифы на пять-семь процентов, по условиям соглашения получается, что область должна вывозить на оба запланированных полигона около 800 тысяч тонн мусора в год. Таких объемов нет. Значит либо придется повышать тарифы в разы, что недопустимо, либо компенсировать недостачу из регионального бюджета, а это примерно 900 миллионов рублей ежегодно.
Кроме того, по словам руководителя рабочей группы, уставной капитал компании-концессионера - сто тысяч рублей. Скорее всего, предприниматели намерены взять 6,5 миллиарда в банке. Такая возможность оговаривается в соглашении, причем кредит будет взят под гарантии правительства региона, а значит, риски компании возьмет на себя бюджет области.
- Мы понимаем, что нам нужны подобные заводы, но данное соглашение вызывает много вопросов, - подчеркнул председатель комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Майис Мамедов. - С одной стороны, они касаются возможных затрат из бюджета, с другой - неизбежного повышения тарифов для населения. Если они возрастут сразу в несколько раз, понятно, что население попросту откажется платить. Концессионное соглашение уже подписано, это входит в полномочия правительства, и после драки кулаками не машут, но тем не менее мы создали рабочую группу, куда будут входить и общественники. Уверен, что постепенно мы найдем компромиссы, будем держать на контроле исполнение соглашения. Необходимые запросы в правительство области уже направлены.
Между тем в концессионном соглашении прописан тариф на сортировку и утилизацию отходов - 450 рублей за кубический метр. По предварительным подсчетам департамента по тарифам Новосибирской области, это значит, что каждый житель должен будет платить 111 рублей ежемесячно, тогда как сегодня вывоз мусора обходится в 41 рубль. Депутаты предполагают, что повышение тарифа на переработку и утилизацию более чем в два раза может отразиться на платежеспособности населения. И это - без учета тарифов на сбор и перевозку мусора. Вопрос вызывает и расхождение в сроках: объект должен быть построен за 33 месяца, то есть до 2019-го, а получение прибыли концессионеру гарантировано уже со следующего года.
Кроме того, парламентарии проверят и влияние полигонов на экологическую ситуацию. Депутаты Законодательного собрания намерены по возможности снизить необоснованные риски региональной казны и населения области, возникшие при заключении концессионного соглашения. Однако стоит заметить, и это также оговорено в документе, что одностороннее расторжение договоренностей грозит выплатой неустоек, а главное, возмещением упущенной выгоды концессионеру - до трехсот миллионов рублей.
Олег Сметанин, зампредседателя комитета Законодательного собрания НСО по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
- От нас требуется глубокий и всесторонний анализ концессионного соглашения. Этот документ прошел все возможные согласования в областном правительстве, в том числе в министерстве юстиции, однако юристы заксоб-рания пришли к другим выводам по поводу этого документа. Моментов, которые могут быть оспорены, множество. Думаю, в созданную рабочую группу должны войти представители исполнительной власти, а также прокуратуры.