Поделиться

    Кузбасские геологи вооружились "облачными" технологиями

    Для того чтобы сделать работу с заказчиками и партнерами более эффективной, кемеровское ООО "Сибгеоресурс" применяет современные информационные технологии, используя лучший мировой опыт в этой сфере. С директором компании Андреем Подлегаевым встретился наш корреспондент.

    Андрей Михайлович, как вы совершенствуете процесс обработки геологической информации, включая подсчет запасов месторождений полезных ископаемых?

    Андрей Подлегаев: Прежде всего, мы внедряем новые информационные технологии внутри компании, чтобы сделать нашу структуру более эффективной, высокодоступной, безопасной и прозрачной. Применяя "облачные" технологии, мы хотим решить проблемы обмена информацией между удаленными офисами и специалистами (в частности, высокой квалификации), которых привлекаем к работе над проектами. С ними ведь постоянно приходится обмениваться данными. А использование бесплатных "облачных" ресурсов, предлагаемых, например, компаниями Яндекс, Гугл и так далее - это, понашему мнению, не совсем правильно - хотя бы исходя из соображений корпоративной безопасности. Тем более что в последнее время работа с заказчиками строится на соглашениях о конфиденциальности с очень серьезными условиями, касающихся именно обмена информацией и обеспечением ее сохранности. "Облачные" технологии позволяют обеспечить их соблюдение.

    Учитывая, что в отрасли - не самая лучшая экономическая ситуация, приходится выбирать программное обеспечение, требующее небольших инвестиций. И мы нашли один из таких программных продуктов. Жаль только, он нероссийский.

    Что мы с его помощью получаем? Во-первых, общий календарь, позволяющий ставить определенные задачи, управлять своим временем и следить, как движется работа команды. Во-вторых, возможность обмена большими объемами информации по защищенному каналу, а также контроль их изменений в режиме онлайн. Это очень важно при работе с территориально удаленными специалистами. Скажем, партнеру в Красноярске, который занимается буровыми работами, теперь будет гораздо проще обмениваться с нами полученными в результате геологоразведки объемными данными (графические и другие документы). Мы можем еще глубже интегрироваться друг с другом и работать над проектами в режиме реального времени без временных задержек. Кроме того, в процессе работы есть возможность демонстрировать промежуточные результаты заказчику, выкладывая информационные отчеты и графику.

    В плане внедрения информационных технологий мы сделали огромный скачок. Полностью перешли на виртуализацию и формируем кластеры, которые позволяют нам создавать отказоустойчивые системы. Это наше очевидное преимущество, поскольку ни у кого из конкурентов и коллег-геологов, и не только в Кузбассе, но, думаю, в России, таких систем нет. Нечто подобное может быть разве что у отдельных геологических организаций, входящих в состав крупных корпораций.

    То есть мы постоянно движемся в русле новых технологий, используем их, чтобы делать нашу работу прозрачнее, экономить время наших сотрудников, заказчиков и партнеров, действовать более слаженно и реагировать на происходящие изменения.

    Вы изучали мировой опыт внедрения информационных систем в геологической отрасли?

    Андрей Подлегаев: Наши ведущие специалисты побывали в Польше и ЮАР. Там совсем другие принципы работы, отличающиеся от принятых у нас. Они широко используют 3D-моделирование, всевозможную автоматику, связывающую оборудование с моделью. Там и добыча ведется по-другому: в шахте работает меньшее количество специалистов, чем у нас. Замечу, что в ЮАР на месторождениях каменного угля более простые горно-геологические условия и простое же строение пластов. Возможно, поэтому и численность специалистов на шахтах там гораздо меньше, чем на российских предприятиях.

    Кроме того, у зарубежных коллег действуют стандарты по отработке месторождений, отличающиеся от российских - последние, на мой взгляд, способствуют более бережному отношению к природным ресурсам, исключая варварские методы добычи. Иные подходы отражаются в принципах и стандартах, заложенных в зарубежное программное обеспечение, и это не позволяет полноценно использовать функционал иностранных разработок, например, в угольной геологии. Думаю, нам нужно анализировать работу коллег из других стран и их технологии. И на основе мирового опыта, а также опыта, накопленного российской геологической службой, разрабатывать свои системы, позволяющие рационально использовать недра и повышающие рентабельность современных производств.

    Получается, наши подходы в геологии более правильные, только нужно поставить отрасль на современные рельсы?

    Андрей Подлегаев: Каждый подход к разведке и освоению недр обусловлен рядом причин, связанных с отношением к природе, текущей экономической ситуацией и стратегией государства в целом. То, что геологоразведочная отрасль долгое время оставалась в загоне, негативно повлияло и на ее информационную обеспеченность. У геологических компаний в принципе не было ни сис-темных администраторов, ни программистов в штате. Они стали появляться не так давно, поскольку это уже требование времени.

    Нам необходимы свои собственные, отечественные программные продукты. Особенно в таких стратегических направлениях как геологоразведка и добыча полезных ископаемых. Попытки применить зарубежное ПО для наших шахт далеко не всегда успешны. Скажем, если в маркшейдерском деле это проходит, то по другим направлениям есть сложности. И получается, что каждый использует лишь отдельные продукты, а единая информационная среда отсутствует. При таком раскладе эффективной и слаженной работы на предприятии быть не может. Поэтому добывающим и геологоразведочным компаниям необходима единая среда для освоения месторождений, учитывающая все требования и объединяющая лучшие мировые практики. Разумеется, инновационные технологии, как и техническое перевооружение, и обучение специалистов, требуют инвестиций, причем постоянных.

    На мой взгляд, даже в сегодняшней непростой ситуации вкладывать в развитие необходимо, что, собственно, мы в "Сибгеоресурсе" и делаем.

     

    На правах рекламы

    Поделиться