20.10.2016 16:00
    Поделиться

    Почему электронные торги в Сибири выигрывают сомнительные подрядчики

    Дешевые виртуальные торги не гарантируют качества работ
    Система госзакупок и госзаказов по-прежнему вызывает множество вопросов. Примерно в половине тендеров побеждают фирмы, предлагающие демпинговые цены, но не способные выполнить взятые обязательства. Приходится разрывать с ними контракт, проводить новые торги, а экономия нередко оборачивается значительным ущербом.

    Стоит сказать, что виртуальная система госзакупок значительно облегчила жизнь специалистам. Как утверждают в управлении государственного заказа Омской области, благодаря ей торги проходят с минимальными трудозатратами и существенно экономят время участников и устроителей. Система полностью автоматизирована и абсолютно прозрачна. Она исключает человеческий фактор и поэтому обеспечивает полную объективность. Никто не может повлиять на ход и результат аукциона. Так что это отличное "противоядие" от коррупции в органах исполнительной власти.

    Системой виртуальных торгов в регионе пользуется свыше тысячи государственных и муниципальных заказчиков и порядка десяти тысяч предприятий-участников, число которых за последние два года год выросло почти вдвое. Благодаря электронной площадке стартовые цены госконтрактов на открытых аукционах существенно снизились. Годовая экономия бюджетных средств составила около 200 миллионов рублей. Между тем, как оказалось, в этой сфере далеко не все гладко.

    - Главная проблема в том, что конкурсы на тот же ремонт дорог нередко выигрывают сомнительные подрядчики, - констатирует заместитель министра строительства и ЖКК Александр Фрикель. - Мы постоянно сталкиваемся с тем, что они непомерно демпингуют, лишь бы выиграть торги. Например, на ремонт дороги "Омск - Тара" подрядчик предложил на сорок миллионов рублей меньше сметы, которую составляли специалисты. Как такое возможно?

    В этом году на омские дороги выделили небывалую сумму - 7,76 миллиарда рублей. Однако власти не испытывают никакой уверенности в том, что ремонт сделали качественно, и с содроганием ждут весны, которая покажет истинное положение дел.

    Демократичные торги подводят не только дорожников. Осуществление уникального проекта "Эрмитаж-Сибирь" тоже затормозилось по вине подрядчика. Торги выиграла фирма из Санкт-Петербурга, которая получила внушительный аванс, но вскоре объект забросила. После затяжных судебных тендер объявили вновь, но драгоценное время упустили. Сейчас работа на объекте ожила. Но только надолго ли?

    Непонятную машину вместо современного станка получили омичи - юные техники. А в сфере ЖКХ происходят и гораздо более драматичные вещи. Например, в районном центре Кормиловка под флагом капитального ремонта с местной двухэтажке еще в прошлом декабре снесли старую крышу, а новую сделали только в августе. Десятки писем, отправленных жителями в разные инстанции, никак не повлияли на ситуацию. Между тем за девять месяцев снег, дождь и ветер нанесли колоссальный материальный урон. Теперь люди вынуждены еще и ходить по судам, чтобы добиться хоть какой-то компенсации. А причина - все та же.

    "Договор по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома мы заключили с одной фирмой, которая нас подвела. Потом, после суда, провели повторный конкурс. На все это потребовалось время", - пояснили в региональном фонде капремонта.

    Подобное происходит сплошь и рядом. На проверку оказывается, что некоторые подрядчики, выиграв тендер, имеют в активе только шариковую ручку - ни опыта, ни репутации, ни активов. При этом они снижают смету на десять-тридцать процентов и, по сути, губят любое дело. Судебные тяжбы по возврату денег тянуться месяцами. Строители не успевают уложиться в срок. Неосвоенные миллионы рублей уходят из региона.

    Специалисты уверены, что направить процесс в цивилизованное русло мешают пробелы в законодательстве. Закон о госзакупках нуждается в доработке - несовершенство его механизма начинает мешать нормальной, оперативной деятельности органов государственной и местной власти. Не дает возможность устанавливать длительные связи с надежными проверенными подрядчиками. Зато открывает широкие возможности для прихода на рынок сомнительным фирмам. И эту тенденцию пора менять.

    Комментарий

    Андрей Голушко, член комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Госдумы РФ:

    - Система госзаказов обеспечивает открытые торги, публичные предложения, конкуренцию, что должно приводить к снижению затрат и экономии. Однако она требует грамотного профессионального подхода, тщательной подготовки документации перед конкурсной процедурой. Это огромная подготовительная работа. И многие регионы, например, Московская, Тюменская области с ней справляются, не доводя ситуацию до абсурда. Здесь нашли механизмы, отсекающие жуликов и прохиндеев на предварительной стадии, и этот опыт надо изучать. Тем не менее, безусловно, систему госзакупок необходимо совершенствовать. Очевидно, что она имеет набор избыточных требований, а примеров, когда фирмы "Рога и Копыта" получают многомиллионные контракты, уже накоплено немало. И абсолютно чистый подход, когда все равны, здесь не годится. Компания с 50-летней историей, миллиардными активами, безупречной кредитной историей и фирма, которая позавчера зарегистрировалась на левый паспорт в однокомнатной квартире, не должны быть равноправными участниками торгов. И это будет скорректировано, причем в ближайшие месяцы.

    Поделиться