Почему в Сибири не удается победить нелегальных автоперевозчиков

"Уважаемые пассажиры! Помните: пользуясь услугами нелегальных перевозчиков, вы подвергаете свою жизнь и здоровье опасности!" - такие предостережения можно услышать, пожалуй, на всех автовокзалах страны. Почему "теневиков", которые возят людей на дальние расстояния безо всякого надзора и контроля, никак не удается победить? Об этом накануне Дня автомобилиста состоялся наш разговор с Сергеем Жариковым - его предприятие построило автостанцию "Яровое" в Алтайском крае и осуществляет междугородние рейсы по всей Сибири.

Сергей Николаевич, на вашем автовокзале тоже звучат такие объявления для пассажиров?

Сергей Жариков: Конечно, мы предупреждаем людей об опасности работы нелегалов, это необходимо. Все должны осознавать, что водители в таких структурах не проходят предрейсовый медосмотр. Там никто не следит за соблюдением режима труда и отдыха, а ведь усталость того, кто управляет транспортным средством, - не менее серьезный фактор аварийности, чем состояние опьянения, и мы знаем немало примеров, когда самые страшные ДТП с массовыми жертвами происходили именно по причине усталости водителя. "Серые" автоперевозчики не заботятся о безопасности ни тех, кого они наняли, ни пассажиров, и для них нормально отправить одного человека в ночь на маршрут протяженностью 800 километров.

Казалось бы, государство должно приложить максимум усилий, чтобы избавить рынок от перевозчиков-нелегалов. Однако на самом деле, как ни парадоксально, мы видим обратное. Перевозчики, которые неукоснительно соблюдают все требования и несут соответствующие расходы, проигрывают конкурентную борьбу тем, кто ни за что не отвечает и ни за что не платит. Почему - для меня остается загадкой.

Возможно, у государственных органов просто не хватает необходимых рычагов, чтобы повлиять на ситуацию?

Сергей Жариков: Думаю, дело не в этом. Многочисленным надзорным органам гораздо проще проверять нас - тех, кто работает легально. Ведь мы на виду, ни от кого не прячемся. А искать и ловить тех, кто не соблюдает никаких законов, гораздо сложнее. Поэтому "серый" рынок автоперевозок, оставаясь в тени, продолжает процветать, а муниципальные предприятия вынуждены закрываться: это уже произошло с ПАТП в Мамонтовском, Топчихинском и Панкрушихинском районах края.

Государственные органы располагают достаточным набором инструментов, чтобы контролировать междугородние автоперевозки. Для нас ввели обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров - это ощутимая финансовая нагрузка для малого бизнеса. Нас обязали оснащать автобусы навигацией. Мы платим налоги за каждое транспортное средство, вне зависимости от того, приносит ли оно доход. Многих перевозчиков эти требования ставят на грань выживания. При этом меры распространяются только на законопослушные предприятия, а нелегалы спокойно работают без тахографов, налогов и страховок. Насколько это справедливо? Можно ли в такой ситуации говорить о честной конкуренции, условия для которой обязано создавать государство, - большой вопрос.

Что нужно сделать, чтобы справиться с нелегалами?

Сергей Жариков: Я уверен: чтобы искоренить негативное явление, которое угрожает не только легальному бизнесу, но и, прежде всего, безопасности потребителей, нужно всего лишь поставить перед собой эту цель. У перевозчиков-нелегалов, которые убеждены в собственной безнаказанности, есть интернет-сайты, где они предлагают свои услуги. Почему правоохранительные органы не интересуются этой информацией, не отслеживают эти сайты? Почему не проводятся масштабные рейды на автомагистралях?

Успешный опыт цивилизованного избавления от незаконных извозчиков есть в ряде российских регионов, в частности, в Москве. Нужны согласованные действия налоговиков, полиции и транспортной инспекции. Последовательные законные меры - в частности, наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность, арест и помещение транспортных средств на штрафстоянки, - дают ощутимый результат.

Уважаемые коллеги и партнеры!

Поздравляю Вас с профессиональным праздником - Днем автомобилиста!

Наша работа требует огромной ответственности, от нашего профессионализма зависят жизни пассажиров, и я хочу пожелать всем, кто занимается перевозками, неиссякаемого запаса терпения и оптимизма. И пусть дорога у нас всегда будет гладкой!

Сергей Жариков

Досье

ИП "Жарикова Валентина Николаевна" (город Яровое) входит в Ассоциацию автоперевозчиков Алтая. В 2006 году предприятие завершило строительство и сдало в эксплуатацию автостанцию на 35 посадочных мест. ИП обслуживает междугородние автобусные направления на Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Юргу, Новокузнецк, Кемерово, Белокуриху, Междуреченск, ежегодно приобретая новые транспортные средства.

 

На правах рекламы