Комитет по молодежной политике объявил "Новое поколение" должником и прекратил его финансирование. Скандал разгорелся нешуточный: соцсети бурлят возмущенными постами молодых людей, педагоги и мастера пишут петиции в СМИ, чиновники обещают взрослым кадрам предприятия, что без работы те не останутся, однако ничего реального взамен сокращенных рабочих мест предложить не могут.
Созданное в 1993 году на педагогических принципах Ушинского и Макаренко, предприятие "Новое поколение" более двух десятков лет помогало городу справляться с такой бедой, как подростковая преступность. Оно дало путевку в жизнь тысячам петербуржцев, кого-то реально избавило от тюремной судьбы, кому-то помогло в трудной жизненной ситуации, предоставив, как в известной пословице, не "рыбу", а "удочку". Не случайно в государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия" на 2015-2020 годы для "Нового поколения" предусмотрена даже специальная подпрограмма "Социальная адаптация трудных подростков" с финансированием из городского бюджета. На текущий год в нее заложено 338 тысяч, на следующий - 332 тысячи рублей.
До недавнего времени семь производственных площадок, расположенных в разных районах города и даже в Колпинской колонии для несовершеннолетних, обеспечивали работой порядка полутора тысяч человек. Ребята в возрасте от 14 до 19 лет изготавливали развивающие настольные игры, оплата - сдельная. Средняя зарплата тех, кто старался, достигала 20-30 тысяч рублей в месяц. Кстати, забросившие учебу трудные подростки получают здесь среднее образование: кто в вечерней школе, кто через экстернат, так что впоследствии им открыта дорога в колледжи и училища.
- Из года в год власти города заключали с нами госконтракт, - рассказывает задиректора предприятия Валентина Комиссарова. - Но в этом году, видимо, в связи с тем, что руководство комитета по молодежной политике поменялось, контракт был заключен позже обычного - лишь 29 января. И финансирование в размере 12 процентов от общего объема (а это порядка 40 миллионов рублей) мы получили позже.
А в августе комитет по молодежной политике вдруг поставил предприятие перед фактом: оставшиеся деньги выплачены не будут, ибо ООО "Новое поколение" и так задолжало около 46 миллионов рублей.
Откуда взялась эта сумма? По закону, рабочие места на предприятии должны занимать подростки, находящиеся в социально опасном положении: не учатся, не работают, состоят на учете в полиции. Принимать на работу их обязаны по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних. В апреле прокуратура Петербурга провела проверку личных дел и выявила, что далеко не все работающие в "Новом поколении" подростки удовлетворяют этим требованиям. В представлении прокуратуры появилась даже фраза, которую сейчас, оборвав ее на полуслове, охотно цитируют чиновники: "лишь 10 процентов работающих относятся к категории лиц, перечисленных в статье 5 ФЗ "Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних". Правда, дальше в представлении сказано, что "поводом для трудоустройства большинства подростков послужило проживание в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, наличие проблем с усвоением учебной программы в государственных образовательных организациях".
- Эти основания, кстати, содержатся в пункте 3 той же самой статьи 5 упомянутого закона, - комментирует ситуацию юрисконсульт предприятия Людмила Матвеева.
Подросток может стоять на учете и три месяца, и год. Бывало, что снятые с учета продолжали работать на предприятии, портя ему статистику своим примерным поведением. Звучит абсурдно, но выглядит именно так. Более того, "Новое поколение" не спешило расставаться с теми, кто тут прижился. Опыт показывал: выброси такого на улицу - и новых бед не миновать.
Однако формальный подход требует других правил. Испуганные представлением прокуратуры, районные комиссии по делам несовершеннолетних стали крайне неохотно выдавать направления на трудоустройство. В результате на предприятии образовались вакансии. Вместо 1317 рабочих мест, как значилось при заключении контракта, сейчас работают только 820 человек.
Далее. Ранее выплачивать зар-плату в полном объеме педагогам, работающим с трудными подростками в ООО "Новое поколение", можно было при условии, если у подопечных не израсходован лимит прогулов. Но вдруг чиновники поменяли "правила игры": подушевое финансирование выделать полагается только на тех, у кого прогулов нет совсем. И несмотря на то, что закон обратной силы не имеет, новое руководство комитета проверило уже подписанные акты выполненных работ и по акту сверки начислило "Новому поколению" 46 миллионов долга.
- Но ведь это неправильно! - возмущается главный бухгалтер Жанна Ахмедова. - Когда мы сказали новому руководству комитета, что сэкономить на нас им не удастся - наш бюджет формируется в рамках целевой программы, деньги из нее все равно никуда не перенаправишь, нам ответили буквально следующее: "Еще как перенаправим!"
В комитете по молодежной политике так и не смогли объяснить педагогам, что ждет их самих и их подопечных. Глава комитета Рената Абдулина уверяла, что город высоко ценит труд коллектива, подчеркивала его всемерную значимость, но тут же говорила о возможном прекращении контракта. Называла "Новое поколение" флагманом макаренковской педагогики, а его работников - энтузиастами, выполняющими благородную миссию... И не могла назвать никаких реальных рабочих мест, которые будут предложены уволенным "энтузиастам" в случае банкротства предприятия.
1317 рабочих мест для трудных подростков предоставляло ежегодно ООО "Новое поколение"
Кстати
Заместитель председателя комитета Иван Омаров заметил: в Санкт-Петербурге проживает более полумиллиона подростков и молодежи, и несправедливо, что львиную долю бюджета комитета "съедают" трудные. Правда, он так и не ответил на вопрос, что будет, если, не занятые трудом и возможностью честно заработать, эти "трудные" выйдут в темные подворотни города...