На Дону издали воспоминания о событиях в Венгрии 1956 года
Но как бы то ни было, в мясорубке исторических событий прокручивались человеческие судьбы.
К 60-летию полузабытой даты ростовский энтузиаст Виталий Шевченко издал книгу "НаПоминание". Сам Шевченко - участник чехословацких событий, произошедших спустя 12 лет после 1956 года и буквально повторивших печальный опыт Венгрии. Сейчас он возглавляет ростовскую общественную организацию воинов-интернационалистов "Дунай-68". Главная ценность 700-страничного труда в том, что он увековечил всех тех солдат и офицеров, которые выполняли свой воинский долг. "Размышляя о событиях осени 1956 года в Венгрии, невольно приходишь к мысли, что случившееся обернулось трагедией и для венгерского народа, и для многих советских людей", - пишет автор. Для работы над книгой-памятником он использовал учетные данные участников операции, хранящиеся в областном военкомате, а затем нашел каждого из них или их родственников, последних очевидцев и участников исторического события.
- Не без труда удалось установить, что за три дня боев 256 десантников получили ранения, 12 пропали без вести, а 85 погибли и были захоронены на чужбине в братских могилах, - говорит Виталий Шевченко. - И до сих пор родственники, дети и друзья лишены права посетить могилы павших в дни поминовения, для этого каждый раз необходимо специальное разрешение и немалые средства.
Так, в хуторе Елкине Шевченко нашел сестру старлея Федора Базалиева, уроженца Ремонтненского района. Любовь Зарудняя вспомнила, как пришла похоронка на брата, спустя время они получили посылку с личными вещами Федора, а еще через год родителей навестили однополчане, которые рассказали, как погиб ее брат. После ранения Федор находился в госпитале, и ему сообщили, что мятежники напали на офицерские семьи. Базалиев вырвался из госпиталя, разыскал свой полк и со своим экипажем танка пытался прорваться через Будапешт, чтобы защитить семьи от нападавших. Но во время прорыва погиб вместе со своим экипажем.
Командир мотострелковой роты Федор Базалиев прошел всю Великую Отечественную, был дважды ранен, заслужил орден Отечественной Войны 2-й степени, медаль "За отвагу", медаль "За боевые заслуги" и "За взятие Берлина". А погиб на территории братской страны, награжден орденом Красного Знамени посмертно.
Были и совсем невероятные истории. Такая же похоронка пришла в Тацинку, в семью Федора Гребенникова. Но он неожиданно вернулся домой и рассказал, как все вышло. Мятежники подбили бронетранспортер, часть солдат погибла, завязался бой. Враги начали забрасывать советских солдат гранатами. Федор получил тяжелое ранение, вся рука была раздроблена. Но его, бывшего без сознания, спасли венгры из гражданских, вытащили из-под перевернутого бронетранспортера и отвезли в больницу. Там врачи делали все возможное, чтобы вернуть ему здоровье. Но об этом прознали мятежники и решили публично его казнить. Однако венгры из числа медперсонала спрятали его и сообщили советским военным, и Федор оказался среди своих. А похоронка уже ушла по адресу...
Таких историй в книге - сотни.
Шевченко записал десятки воспоминаний ветеранов, и в итоге ему удалось восстановить развитие событий той осени. "Народ Венгрии был запуган до такой степени, что люди боялись выходить на работу, опасаясь расправы, во многих местах были установлены виселицы, в том числе на деревьях. Нам также приходилось собирать людей группами, водить их на работу, дежурить; они боялись не нас, советских солдат, а своих, тех, кто был недоволен советской властью", - записывал он исторические свидетельства.
- Я не хочу судить о политическом аспекте тех событий. Это было послевоенное время, и каждая из сторон защищала свое право на выживание, - говорит Виталий Шевченко.
22 октября в Ростове на площади Защитников Отечества появится памятная доска с именами погибших в 1956 году в Венгрии военнослужащих, уроженцев в Ростовской области. Их 15 человек: Валентин Архалов, Федор Базалиев, Михаил Жученков, Николай Зотов, Николай Калтырин, Михаил Кравченко, Валентин Лымарев, Василий Никулин, Николай Пискунов, Анатолий Пушкарский, Иван Репяхов, Михаил Рыбальченко, Василий Семыкин и Николай Сергиенко.
Уточнение данных о потерях личного состава продолжалось не один год. Продолжается и сегодня.