На Ямале приступили к проектированию газового месторождения на шельфе

В 2018 году начнется строительство стационарной платформы для освоения первого на Ямале шельфового газового месторождения Каменномысское-море.

Оно расположено в Обской губе, в 50 километрах от берега и в 80 - по прямой от Ямбурга. Запасы, по предварительным оценкам, составляют 550 миллиардов кубометров газа. Годовой объем добычи прогнозируется на уровне 15 миллиардов кубов, в таком темпе газодобытчики смогут работать порядка 13 лет. Лицензия на разработку принадлежит предприятию "Газпром добыча Ямбург", к проектированию обустройства месторождения оно приступило в 2014 году. Сейчас здесь провели разведку, маркшейдерские исследования, проектировщики изучили потенциальные площадки.

По словам заместителя генерального директора по перспективному развитию "Газпром добыча Ямбург" Владимира Миронова, этап проектирования и экспертизы проектной документации продлится не менее трех лет, на изготовление добывающей платформы, ее доставку, монтаж и наладку потребуется еще около пяти. Как ожидается, ямальский шельф даст первый газ в 2025 году. И это несмотря на то, что с точки зрения добычи газ здесь "простой" - сеноманский. Но ситуацию сильно осложняет море.

- Я не знаю других месторождений, которые разрабатывались бы в таких тяжелых условиях, - говорит замначальника газопромыслового управления по обустройству морских месторождений "Газпром добыча Ямбург" Игорь Сборнов. - Главная особенность Каменномысского-моря - расположение на небольшой глубине, от 6 до 12 метров, поэтому ледоколы тяжелого класса подойти сюда не могут. А легкие корабли со льдом толщиной полтора метра не справятся. К тому же здесь короткий навигационный период, с середины июля до середины октября.

Скважины, платформы, газопроводы, береговые установки будут строиться и работать с минимальным воздействием на окружающую среду

Мировых аналогов добычи газа в подобных условиях нет. Обычно технические решения для разработки нефтегазовых запасов на шельфе выбирают исходя из глубин и расстояния до берега. Например, на Киринском месторождении на Сахалине добывающая платформа использовалась только при бурении, а при эксплуатации уже обошлись без нее. Там из скважин газ собирается через подводный манифольд и отправляется по трубе на сушу, где и проходит подготовку к транспорту. Но для ямальского проекта подводный комплекс не подходит: слишком велико расстояние до берега. Плюс высоки риски, ведь каждую весну после вскрытия губы мощные льды буквально перепахивают дно. Из-за сложной ледовой обстановки не годится и другое решение - самоподъемная платформа. Как отмечают технические специалисты из "Газпром добыча Ямбург", ее использование оправдано лишь для сезонной работы на открытой воде, например, при бурении скважин. Тут яркий пример - плавучая буровая "Амазон", которая много лет "трудится" на Обской губе. На мелких водоемах обычно делают насыпные острова, на которые и устанавливается эксплуатирующая платформа. Для Ямала способ тоже неподходящий: нет необходимых запасов песка и гравия, к тому же он не экологичен, ведь со дна придется убирать 15-метровый иловый слой, целую экосистему.

В итоге было решено, что ледостойкая стационарная платформа расположится на десятках свай (трубы диаметром два метра с толщиной стенки 10 сантиметров). Их углубят в дно метров на сорок. А все крупные объекты на суше возведут на отсыпке. Это непременное условие работы в здешней тундре.

- Все скважины, платформы, подводные и надземные газопроводы, береговые установки будут строиться и впоследствии работать с минимальным воздействием на окружающую среду, - рассказывает Игорь Сборнов. - Одна из главных задач - уменьшение экологических рисков на всех стадиях. Например, на платформе проектируется замкнутая система утилизации отходов, в том числе и бурового шлама. То есть в море ничего выбрасывать не будем.

Технически платформа - аналог установки предварительной подготовки газа, используемой при добыче на суше. Но здесь все будет значительно компактнее. В комплекте также жилые каюты с необходимой инфраструктурой. Длина платформы составит 155 метров, высота от днища до вертолетной площадки превысит 40. По форме сооружение будет напоминать обтекаемый корпус корабля. Его макет в масштабе 1:150 специалисты "Газпром добычи Ямбург" представили на VI Петербургском международном газовом форуме.

Как отметил начальник отдела перспективного развития предприятия Сергей Куропаткин, аналогов столь сложного технологического комплекса в мире пока нет, поэтому многие вопросы приходится прорабатывать с нуля. Например, в ходе НИОКР по математическому моделированию и натурным испытаниям модель платформы подверглась проверке в ледовом и мореходном бассейнах, а также эксперименту по размыву грунта под сооружением в мелководном бассейне. Данные этих экспериментов позволяют вносить коррективы в конструкцию платформы на ранней стадии.

Проектированием оборудования занимаются специалисты из Севастополя, большую часть строительных работ проведут в Северодвинске в центре судоремонта "Звездочка". К производству отдельных узлов подключат площадки в Мурманске, Выборге, Астрахани, Снежногорске. Три плавучие части платформы с основным оборудованием соберут на заводе, а затем отбуксируют до места работы Северным морским путем.

Комментарий

Олег Арно, генеральный директор "Газпром добыча Ямбург":

- Проекты всех вновь вводимых месторождений непременно соответствуют передовому уровню техники и технологий на момент выдачи задания на проектирование их обустройства. Учитывая уникальность каждого месторождения, ввод его в эксплуатацию и переход на следующий этап жизненного цикла проводятся после уточнения и корректировки параметров практически всех технологических процессов, протекающих на газопромысловых объектах.

Справка

Перспективные планы развития "Газпром добыча Ямбург" предполагают продвижение на северо-восток с последовательным освоением семи акваториальных месторождений. После Каменномысского-море будут разрабатываться Северо-Каменномысское, Обское, Чугорьяхинское, Семаковское, Антипаютинское и Тота-Яхинское. Они расположены за Полярным кругом, в акваториях Обской и Тазовской губ.