- Мы подсмотрели эту технологию за границей лет пять назад: там уже давно ее используют. И поскольку с основными компонентами мы работаем давно (песок, цемент, стабилизирующие добавки), решили развивать новое направление своего бизнеса, - рассказывает директор Староцементного завода (СЦЗ) Эдуард Глызин. - Изучили вопрос, подключили заводскую лабораторию, в которой разработали различные добавки.
Дальше цементники приступили к практическим испытаниям, прежде всего на своей территории: построили технические проезды на промплощадке, в карьере, а также отремонтировали за свой счет несколько участков межмуниципальных дорог. Все эти объекты уже прошли проверку и морозами, и тяжелой техникой (по внутризаводским дорогам ездят и тяжелые бульдозеры, и грузовые автопоезда массой до 60 тонн). Новое покрытие зарекомендовало себя с самой лучшей стороны.
- Мы занимались исследованиями и экспериментами около трех лет. Помимо заводских специалистов приглашали к сотрудничеству экспертов из УралДорНИИ, лаборатории областного управления автомобильных дорог. Они замеряли все параметры, оценивали качество дорожного основания - оно соответствует всем стандартам, - говорит заместитель главного инженера завода Вадим Зотов.
Алгоритм действий таков. Берутся пробы грунта, исследуются в заводской лаборатории. Затем для каждого конкретного объекта в зависимости от вида грунта, климата, условий эксплуатации будущей дороги подбирается состав стабилизатора на основе цемента. Дальше бульдозер снимает почвенно-растительный слой, и в работу включается специальная машина, которая перемешивает стабилизирующую добавку с верхним слоем грунта, одновременно увлажняя смесь.
Изначально, рассказывает Вадим Зотов, впереди шел трактор с дозатором, рассыпал по дороге стабилизатор, после чего шло перемешивание с грунтом. В сухую погоду при ветре было очень много пыли. Теперь СЦЗ приобрел беспылевой комплекс Ster, и все процессы идут внутри установки, благодаря чему стало возможно строить и внутригородские дороги.
Впоследствии на сформированное таким способом твердое основание можно насыпать сравнительно небольшой слой щебенки и уложить асфальт. А можно и не укладывать, а просто начинать ездить - именно в таком варианте, без финишного покрытия, пока эксплуатируется улица Маяковского в Сухом Логу.
Мастер Юрий Тихомиров хорошо знаком с жителями этой улицы: поначалу они восприняли новацию с недоверием, сомневались, что дорога "из песка" будет чем-то отличаться от привычной грунтовки. А потом стали жаловаться: мол, покрытие стало таким ровным, что автомобили начали гонять по улице с большой скоростью - пыль стоит столбом! Цементники проблему услышали: технологию усовершенствовали, обработав верхний слой еще и специальной мастикой.
- Раньше мы строили два вида дорог - с грунтощебеночным или асфальтовым покрытием. Первое в несколько раз дешевле, но нестойкое, второе - очень дорогое по меркам муниципального бюджета. Технология, предложенная СЦЗ, занимает среднюю позицию по цене, при этом декларируется ее стойкость в течение 20 годичных циклов, поэтому мы решили попробовать, - говорит Станислав Суханов. - Если покрытие дороги поведет себя хорошо, мы планируем постепенно перевести на эту технологию все улицы частного сектора Сухого Лога. А потом по мере появления в бюджете средств будем асфальтировать. Для начала необходимо продемонстрировать жителям города, что такое покрытие не только дешевое, но и стойкое.
С точки зрения руководителей небольших городов, сельских муниципалитетов, предлагаемая Староцементным заводом технология - просто находка. Прежде всего именно в силу себестоимости, которая примерно вдвое ниже, чем у обычных асфальтовых дорог. Примерно - потому что в данном случае есть возможность варьировать цену: там, где ходит тяжелая техника, необходимо более толстое дорожное основание - 30-40 сантиметров, а где в основном бегают легковушки, хватит и десяти. Например, подъезды к садовым товариществам или участкам, отведенным под индивидуальное жилищное строительство: проложить их можно быстро и дешево, с самого начала исключив проблемы и с подвозом стройматериалов, и с прокладкой инженерных сетей, и с грязью на стройплощадке.
К слову, в таком ключе новация окажется полезной и в мегаполисах, для которых грязь со строительных площадок - проблема давняя и нерешаемая. Застройщиков штрафуют, заставляют мыть колеса грузовиков, но это мало помогает. А если укрепить верхний слой площадки с помощью стабилизатора, грязи не будет. После завершения строительства, при благоустройстве придомовой территории, на это основание можно будет сразу уложить асфальт.
Да и вопрос цены тоже не праздный даже для богатых муниципалитетов.
- Ближайший к Тюмени каменный карьер находится в Богдановиче. Соответственно, при перевозке материалов на такие расстояния они становятся золотыми. Потребность в щебне при традиционном дорожном строительстве огромная, поэтому дороги в Тюмени очень дорогие. Тогда как в нашем случае работают любые местные грунты: песок, супесь, глина, суглинки. А привезти нужно только стабилизатор - 30 килограммов на квадратный метр, - рассказывает Вадим Зотов. - Можно существенно сэкономить на транспортных расходах при аналогичном качестве покрытия - по нашим подсчетам, порядка 30 процентов.
Не удивительно, что технологией заинтересовались представители добывающих компаний из северных автономий, где она помогла бы решить давнюю и больную проблему отсутствия всесезонных дорог и подъездных путей к месторождениям. Ведь в эти края не только страшно дорого завозить щебень и другие материалы, но и крайне сложно традиционным способом прокладывать магистрали по мерзлоте, заболоченной почве. Укрепление грунта стабилизатором решает обе эти задачи.
В течение зимы специалисты заводской лаборатории под руководством Андрея Путрова планируют исследовать ряд образцов грунта, доставленных из Югры, с тем чтобы подобрать под них оптимальные по составу стабилизаторы и усовершенствовать технологию их производства. Разработкой программ и созданием новых видов стабилизаторов руководит инженер Ольга Миловидова, как говорят коллеги, "главный спец по грунтам". Дозировка добавок просчитывается для каждого конкретного объекта - выверяется буквально до граммов. Перестроить производственную линию на выпуск нового стабилизатора СЦЗ может оперативно - в течение рабочей смены.
У технологии есть лишь один недостаток: работать с вяжущими материалами при отрицательных температурах невозможно. Впрочем, как считают на Староцементном заводе, это скорее плюс, чем минус: по идее, укладывать асфальт в мороз и снег тоже нельзя. Но ведь многие компании это делают - а потом по весне такое покрытие тает вместе со снегом. Здесь же срабатывает естественный ограничитель, не позволяющий нарушать технологию.
- Конечно, нам в первую очередь хотелось бы использовать ее в своем регионе. Тем более что для местных условий технология уже отработана и обкатана, есть конкретные результаты. Можно запускать массовое производство. И я очень надеюсь, что в следующем дорожном сезоне на сотрудничество с нами решатся не только главы Сухого Лога и Богдановича, но и другие муниципалитеты Свердловской области, - говорит Эдуард Глызин.
Тем временем
В 2016 году в Свердловской области на строительство, реконструкцию, содержание и ремонт дорог из областного бюджета выделено свыше 13,5 миллиарда рублей. Еще более трех миллиардов направлено на эти цели из федерального бюджета. До конца года после капитального ремонта планируется ввести 112 километров автомобильных дорог, построить и реконструировать свыше 15 километров региональных трасс, отремонтировать многие участки автодорог местного значения (по традиционной технологии).