За последние два десятилетия все больше россиян стали оценивать свое положение в обществе как среднее. В начале девяностых таких было 49 процентов, сегодня две трети населения страны. Каждый пятый определил свое положение как "ниже среднего", а каждый десятый - как "низкое". Тех же, кто видит себя в высших слоях общества, всего 8 процентов.
Чтобы стать частью высшего общества, нужны личные качества и деньги. Но без личных связей и знакомств (20 процентов), качественного образования и опыта (18 процентов) добиться чего-то в жизни будет непросто. А вот если вы обладаете исключительно приятной внешностью и отменным здоровьем - это вам вряд ли поможет. Лишь 1 процент опрошенных считают эти качества определяющими.
И сколько бы мы ни говорили, что главное в человеке душа, материальная составляющая остается определяющей Треть опрошенных назвали материальные ресурсы одним из условий жизненного успеха. А каждый четвертый говорил о том, что для достижения успеха необходимы жесткость, инициативность и нравственность. 17 процентов участников опроса особо выделили целеустремленность.
Однако приносить в жертву высокому материальному положению свое здоровье и общение с близкими, по мнению большинства опрошенных, не стоит (66 процентов). Зато каждый пятый уверен, что ради финансового благополучия семьи можно рискнуть самочувствием и добрыми отношениями. А каждый десятый признался, что готов довольствоваться малым, а стремление к богатству - не самоцель.
На вопрос социологов о том, на что бы вы потратили крупный выигрыш в лотерею, 38 процентов россиян ответили просто: "Купили бы жилье", 9 процентов потратили бы деньги на покупку акций или начали бы собственное дело, 8 процентов вложились бы в свое здоровье или просто отнесли бы деньги в банк.
По словам председателя правления ВЦИОМ, кандидата психологических наук Константина Абрамова, в нашей стране "успешность" не гарантирует попадание в высшие слои общества, и наоборот, некий набор внешних не зависящих от тебя факторов может обеспечить высокое положение в обществе (связи, протекция).