Все происходило за закрытыми дверями в ведомстве федерального канцлера в центре Берлина. Журналисты тем временем сидели поодаль, через несколько сотен метров, в здании министерства печати, где было создано для работы все - кроме доступа к участникам делегации. В отличие, например, от Минска, где можно было "дежурить" у дверей зала для переговоров.
Поэтому пока не закончились переговоры "нормандской четверки", информации по их сути не поступало никакой. Стало известно лишь, что Путин успел переговорить с сирийским лидером Башаром Асадом по телефону перед визитом. Обсуждалась ситуация вокруг Алеппо в контексте гуманитарной паузы, а также развитие ситуации в Сирии в целом.
Лидеры заседали не одни. На "нормандский саммит" с российской стороны пригласили помощника президента Владислава Суркова и министра иностранных дел Сергея Лаврова. За круглым столом Сурков сидел слева от Путина, Лавров - справа. А напротив Путина занял место Порошенко со своими представителями. В консультациях по Сирии Суркова сменил другой помощник Путина - Юрий Ушаков.
После окончания разговора по Украине Путин, Меркель и Олланд не откладывая перешли к дискуссии по Сирии, а Порошенко уехал в посольство давать брифинг для своих журналистов, которые уже ждали его там.
Примерно через полтора часа к журналистам вышли лидеры Франции и ФРГ. А Путин тем временем направился в аэропорт и выступил с кратким заявлением для прессы. В Берлине давно стемнело и наступила ночь, по московскому времени было уже начало третьего.
Президент России начал с Минских соглашений. По его словам, все участники переговоров подтвердили, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать Минские соглашения.
"Мы много внимания уделили вопросам безопасности и договорились по целому ряду позиций о том, что должно быть сделано в ближайшее время в смысле дальнейшего решения вопросов, связанных с разведением конфликтующих сторон, - сообщил глава государства. - Договорились, что мы продолжим выбор тех точек и тех мест на территории, где можно будет продолжить эту работу. В двух местах этот отвод уже состоялся.
Подтвердили, что мы готовы расширить миссию в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники".
"Мы подтвердили, что продолжим совместную работу на политическом треке, в том числе в плане окончательных договоренностей о порядке имплементации и введения в действие договора об особом статусе в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, в Луганской народной республике и Донецкой народной республике, - уточнил Путин. - И определились с некоторыми - к сожалению, только с некоторыми - вопросами гуманитарного характера. К сожалению, здесь многого добиться не удалось, но выразили готовность решать вопросы гуманитарного характера".
"Здесь, пожалуй, продвижение самое минимальное, поскольку связано это было бы прежде всего с организацией социальных выплат, пособий. К сожалению, здесь прогресса пока никакого нет", - констатировал президент.
Вторая часть встречи проходила уже с европейскими - немецкими и французскими коллегами, заметил глава государства. И заключалась она в обсуждении ситуации вокруг Сирии. "Я проинформировал наших европейских партнеров о нашем видении того, что там происходит и что нужно было бы сделать в ближайшее время для борьбы с терроризмом, для искоренения терроризма на сирийской земле, - сообщил журналистам Путин. - Для того, чтобы этот очаг и в будущем не возродился, и, разумеется, что нужно сделать для того, чтобы наши усилия привели к окончательному урегулированию".
"И прежде всего, конечно, мы здесь говорили о политической составляющей этого процесса, - сказал президент. - Я еще раз напомнил нашим коллегам о том, что в этом ключе Россия предлагает активизировать работу по разработке и принятию новой конституции, на основе которой можно было бы провести предварительные выборы и добиться согласования позиций предварительно между всеми конфликтующими сторонами. Разумеется, с привлечением всех стран региона, которые вовлечены в этот процесс".
"Мы проинформировали также о нашем намерении, о намерении российской стороны продлить - насколько это будет возможно, исходя из реально складывающейся ситуации на территории, - продлить паузу в нанесении авиационных ударов. И действительно, мы готовы это делать до тех пор, пока не столкнемся с активизацией бандформирований, засевших в Алеппо, - заверил Путин. - Но и рассчитываем на то, что наши партнеры, прежде всего американские партнеры, сделают все, что они обещали до сих пор, по разведению террористов "Джебхат ан-Нусры" и иже с ними таких же террористических организаций от так называемой здоровой части оппозиции, чтобы нам было понятно, как мы можем вместе дальше продолжать совместную работу".
В Кремле в целом позитивно оценили итоги встречи "нормандской четверки", заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Весь год реализация Минских соглашений буксовала, от Киева ждали соответствующих действий, а их все не было. Теперь же решено, что в течение месяца встретятся помощники лидеров и главы МИД, и от итогов будут зависеть темпы и график работы. "Мы никогда не предавались завышенным ожиданиям и предостерегали от них, - сказал Песков. - Говорили, что лишнее подтверждение приверженности безальтернативности Минским договоренностям - это уже в нынешней ситуации позитивное явление". Он также отметил огромное количество деталей, вопросов, которые казались согласованными, но "де-факто всплывает совершенно разное, иногда диаметрально противоположное понимание". Поэтому работа по сближению позиций продолжится.
Путин поддержал предложение размещения вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе. "Миссия вооруженная, полицейская, миссия ОБСЕ - ее можно называть как угодно, - заметил Песков. - В целом на размещение такой миссии Владимир Путин действительно согласился в ходе переговоров... И есть общее понимание. И в данной ситуации президент говорил о необходимости использовать нынешнее председательство Германии в ОБСЕ для того, чтобы активизировать проработку этого вопроса". А вот с требованиями Киева по Дебальцево Москва категорически не согласна. "Вопрос остался за скобками как абсолютно не согласованный и по нему будет продолжаться работа на уровне министров и помощников", - сообщил Песков.
При этом Путин категорически отверг идею Порошенко о распространении пункта об обмене пленных в Донбассе на тех, кто находится под стражей в России. "В Минских договоренностях - а именно это первоисточник и главная дорожная карта, а любые другие бумаги или документы это просто совместное понимание того, как выполнять те самые хрестоматийные Минские договоренности - говорится, что на определенной стадии произойдет освобождение удерживаемых лиц, - напомнил Песков. - В этом контексте президент Украины сказал, что удерживаемые лица есть у российской стороны, на территории РФ, но эти его слова были встречены полным несогласием со стороны президента Путина". Такая постановка вопроса неприемлема и неуместна, считают в Кремле. Ведь, разумеется, речь идет только о лицах, которые удерживаются на территории Украины, на территории Донбасса.
Прокомментировали в Кремле и переговоры в Берлине по Сирии. Президент Путин заявил, что безусловно, продолжение гуманитарной паузы в Алеппо возможно и желаемо, но только не в том случае, если она будет использоваться террористами для ударов и перевооружения, заметил Песков. Тогда вопрос о ее продлении будет весьма проблематичен. Российский лидер также говорил о необходимости задействования всех стран, которые имеют влияние в регионе, для реальной, а не на словах, работы по размежеванию умеренной оппозиции от террористических групп.