По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, первое, что нужно сделать - разобраться, с кого государство планирует брать платежи, кто эти люди, не платящие подоходный налог и взносы в соцфонды. Условно их можно разделить на несколько категорий. Первая - люди, живущие на проценты от банковских счетов, дивиденды от акций, ренту жилья. Брать с них некий платеж вместо подоходного налога, как обозначил Топилин, незаконно, поскольку с этих своих доходов они и так платят налог на прибыль.
А вот что касается взносов в соцфонды, прежде, чем устанавливать их для этой категории, надо понимать: одни получают ежемесячную прибыль, исчисляемую сотнями, если не миллионами рублей. У других же в банке может лежать миллион рублей, и они живут на проценты - 10 тысяч рублей в месяц, и их это вполне устраивает. Или сдают унаследованную квартиру, скажем, за 15 тысяч. Для таких людей ежегодный платеж в один только фонд ОМС в восемь тысяч рублей может быть весьма чувствительной суммой.
И уже тем более эта сумма может показаться неподъемной для жителей сельской местности, живущих за счет натурального хозяйства. Часть выращенных овощей и фруктов или пойманной рыбы они продают, остальное потребляют в пищу сами, и денежные доходы такой семьи, как правило, очень скудны. Если ввести для них платежи такого размера, им будет проще зарегистрироваться безработными, чем пытаться самим себя прокормить. И государству это будет менее выгодно, чем текущее положение дел, поскольку в этом случае ему все равно придется делать за этих людей взносы в социальные фонды. Плюс - платить им пособие по безработице и вкладываться в активные программы занятости.
Еще есть люди, которые ухаживают за больными родственниками, пожилыми людьми, детьми. Делают они это часто тоже из бедности, потому что семья не может позволить себе оплатить сиделку или няню. Будут ли им по карману восемь тысяч в год на ОМС, продолжает эксперт?
"Прежде, чем вводить эту систему, нужно провести категорирование - определиться, в отношении кого она будет применена, а также - дифференциацию этого сбора для разных категорий плательщиков. Параллельно провести анализ, платежи какого размера население выдержит", - говорит Александр Сафонов.
Кроме того, должна быть выстроена система обмена информацией между налоговыми органами, фондом ОМС, медучреждениями, определено, на какой объем помощи может рассчитывать человек, официально нигде не работающий и не платящий взнос, продумана новая система выдачи медицинских полисов. "Вводить систему взимания таких платежей нужно поэтапно. На первом этапе лучше установить для неработающих символическую сумму - 400-500 рублей в год в качестве пилотного проекта. А уже после ее выстраивания, говорить о ранжировании сумм", - считает Александр Сафонов.
Он также заметил, что в настоящее время в регионах бывают случаи, когда службы занятости ищут предлоги отказать обратившемуся в регистрации безработным, поскольку рост показателя безработицы невыгоден губернаторам. И соответственно, надо дать службам иные установки или принять меры по пресечению таких случаев, чтобы при введении таких платежей люди, выходящие из тени и желающие зарегистрироваться безработными, не оказывались между небом и землей.
Напомним, о перспективах введения ежегодных платежей для людей, нигде официально не работающих и не зарегистрированных безработными, сказал министр труда и соцпроблем Максим Топилин. Аргументировал он ее так: подоходный налог с минимальной зарплаты составляет 11,7 тысячи рублей. За тех, кто официально нигде не работает, взносы в систему обязательного медицинского страхования платит регион. В среднем это - 8-9 тысяч. Итого получается 20 тысяч рублей.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".