Выставка так и называется "Любить Достоевского...Федор и Анна". И ощущение зрителя - точно попал на страницы романа, который диктует классик своей помощнице. Или "романа", который связал судьбы писателя и юной стенографистки. Точная дата их встречи - 4 (17) октября.
Раритетный экспонат - три листка рукописи "Игрока", переписанные набело рукой Неточки Сниткиной с правками Достоевского. Наверное, и впрямь роман не был бы написан в 26 дней, если б не помощь Анны Григорьевны. Она приходила рано утром, он диктовал, часто - импровизируя, что набросал за ночь. Вечером она расшифровывала стенограмму, перебеляла текст, утром на стол писателю ложилась чистая глава. Неустойка и кабальные условия (издатель на 9 лет получал бы все права на тексты Достоевского), если бы писатель не окончил в срок. А он успел. Издатель Стелловский коварно уехал из города - но Достоевский под расписку оставил рукопись "Игрока" в полицейском квартале Казанской части "для передачи купцу Стелловскому". Расписка также в экспозиции.
"Оба мы вошли в жизнь героев нового романа, и у меня, как у Федора Михайловича, появились свои любимцы и недруги", - вспоминала Сниткина. Через неделю он сделал предложение. Через три месяца они обвенчались.
На выставке можно увидеть стенографические тетради Анны Григорьевны. "Дорого бы я дал, Анечка, чтобы узнать, что ты такое пишешь своими крючочками: уж, наверно, бранишь меня!".
Хотя, как рассказывает куратор выставки Борис Тихомиров, из расшифровки ясно: бранился чаще сам писатель. Как-то в пылу ссоры бросил, например: "ах ты, противная гадина!". Устроители выставки обещали, не приглаживая, рассказать об их супружеской жизни. Это получилось.
Видно, какой воз взвалила на плечи хрупкая вчерашняя гимназистка, круглая отличница (здесь и ее аттестат об окончании Мариинской гимназии). В мужья ей достался гений, немолодой и нервный, с неустойчивым заработком и тучей вредных привычек.
Один из самых трогательных экспонатов выставки - золотое обручальное кольцо Анны Григорьевны, по счастью - выкупленное из ломбарда. А вот серьги - свадебный подарок мужа - так и остались заложенными в Баден-Бадене. Фактически Достоевский проиграл их в рулетку прямо в медовый месяц. Как и деньги, полученные за роман, и новые наряды молодой супруги...
На выставке есть места, где, как в читальном зале, зрители могут углубиться в книги о жизни четы Достоевских. Среди них и только что переизданные, расширенные на треть "Воспоминания" Анны Сниткиной-Достоевской. Выпуск этого увесистого тома стал возможен благодаря сотрудничеству музея с Петрозаводским центром изучения творчества Ф.М. Достоевского и А.Г. Сниткиной.
- Необыкновенная труженица, самоотверженная служительница русской литературы - говорит об Анне Григорьевне на открытии выставки директор музея Наталья Ашимбаева. И в этой характеристике ни грана преувеличения. Так говорил о супруге и сам писатель. "Сделай тебя королевой, - писал он, - и дай тебе целое королевство - клянусь, ты им управишься, как никто. Столько в тебе ума, здравого смысла, сердца и распорядительности". В этом убеждает и то, как дельно и умно распорядилась вдова, пережившая мужа на 37 лет, его наследством и архивом.
Единственное художественное произведение Анны Сниткиной - пьеса-фарс "Рекомендация". Ее чернильница и будильник. Записи литературной игры "абракадабра" (вариант современной "чепухи"), которой на досуге развлекались супруги. Все это как штрихи к портрету гармоничной семьи, "семьи-команды". Поразительны их портреты 1878 года: до чего похожи у обоих взгляды! Поистине: любовь - это не когда люди смотрят друг на друга, а когда - вместе, одинаково, в одну сторону.
Внуки выполнили завещание Анны Григорьевны: спустя полвека ее прах, упокоенный в 1918 году в Ялте, был перенесен в могилу Достоевского в Александро-Невской лавре. "Отдельного памятника мне прошу не делать", - завещала она. Так и поступили. К слову, нынешняя выставка - тоже памятник им обоим.