Сотрудники Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева придумали технологию, которая позволяет создать батарейку со сроком службы, превышающим человеческий век.
Технология представляет собой преобразование энергии, излучаемой радиоактивным источником, в электрическую. Радиоактивный изотоп испускает поток отрицательно заряженных частиц, и они генерируют электроэнергию. "Благодаря возникновению электрона изотопа, который генерирует источник бета-излучения, мы создаем аналог фотопреобразователя, но при этом нам не нужно солнце", - рассказывает научный руководитель и главный конструктор проекта, доцент Виктор Чепурнов. Пока создан только макет. Через год, может, чуть больше, он превратится в работающий прототип.
Такая батарейка по меркам человеческой жизни будет способна давать энергию вечно. Подобный источник питания идеально подойдет датчикам в автоматических системах управления и контроля, в том числе для бесперебойного мониторинга нефте- и газопроводов в труднодоступных регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики.
Датчики с "вечной" батарейкой могут широко применяться и при создании сложных механизмов, поскольку используемый в батарейке изотоп - карбид кремния - выдерживает температуру до 350 градусов. К примеру, речь об оборудовании, которое может работать в жерле вулкана или в условиях лесного пожара.
В такой батарейке заинтересован и автопром, так как многие датчики в новых "умных" авто должны работать как в пассивном, так и в активном режимах, независимо от того, есть ли в автоаккумуляторе ток. Воздушным дронам такой источник энергии также был бы полезен.
Большие возможности для использования таких "ядерных" батареек открываются в медицине, в частности в кардиологии. Ведь для страдающих сердечными заболеваниями россиян остро стоит проблема замены элементов питания в кардиостимуляторах. Повторное хирургическое вмешательство способны выдержать не все пациенты, и нередко срок их жизни ограничен сроком работы прибора.
Развитие человечества всегда сопровождалось потреблением более высококалорийного топлива, заключенного в меньшем физическом объеме, отметил старший научный сотрудник сектора энергетической политики Института экономики РАН, доцент РАНХиГС Иван Капитонов.