Оборот розничной торговли упал с начала нынешнего года на 5 процентов. Увереннее всех чувствуют себя предприятия продуктовой розницы, где позитивно оценивают ситуацию 71 процент компаний. На втором месте - товары для дома (54 процента), лекарства и косметика (39 процентов), показал опрос, проведенный компанией The Boston Consulting Group (BCG) и бизнес-клубом Redis Business Class.
Расходы населения в этих сегментах росли из-за инфляции и удорожания товаров, считает глава аналитического агентства Infoline Иван Федяков: "Россиянки не стали отказываться от проверенных марок косметики, даже когда цены на них выросли. Во многом это объясняется и привязкой к брендам".
К тому же у компаний есть и другие основания чувствовать себя хорошо, за год они практически не увеличили свою расходную часть - зарплаты сотрудникам не повышались, коммунальные платежи не росли, за аренду не приходилось переплачивать, а некоторым даже удалось снизить ее стоимость. Впрочем, рассчитывать на рост оборота розничной торговли этих сегментов в 2017 году эксперт не советует.
В начале следующего года продовольственному ретейлу будет нелегко. К этому приведут слабость спроса и снижение инфляции. Совсем несладко придется региональным сетям, из которых уже сейчас 24 процента считают, что прогноз на 2017 год, скорее, негативный, а каждая пятая не ждет особых изменений. "Причины две - непрекращающиеся ценовое давление со стороны федеральных сетей и снижение спроса", - замечает партнер BCG Иван Котов.
Чтобы компаниям сохранить покупателей и привлечь новых, нужно подключать онлайн-продажи, усиливать автоматизацию бизнеса, продвигать товары собственной торговой марки, предлагает Иван Котов.
А продуктовым сетям расширять ассортимент непродовольственных товаров, считает директор по работе с клиентами "Ромир Панель" Ксения Пайзанская.
К слову, больше всего просели авторетейл, рынки бытовой техники и электроники. Связано это прежде всего с уходом крупных игроков с рынка, а также с сокращением объема потребительского кредитования. "В 2013-2014 годах почти половина автомобилей и крупной бытовой техники продавались в кредит. А в последние полтора года произошел резкий спад кредитования. Так, в августе было продано всего 100 тысяч новых машин, этот показатель вернул нас на уровень 2009 года", - объяснил Иван Федяков.