Инженер Максим Ляшко из Норильска придумал первый в России бионический протез руки для инвалидов, а для того чтобы запатентовать и запустить свое изобретение в производство, кинул клич в Интернет. За считаные дни на проект откликнулись несколько десятков народных спонсоров, которые в итоге собрали более полутора миллионов рублей. В результате 62 инвалида вскоре смогут получить медицинскую помощь по протезированию. Этот пример нового, набирающего обороты явления под названием краудфандинг.
По словам эксперта одной из краудфандинговых интернет-площадок Boomstarter Марии Докшиной, за два года рынок краудфандинга в мире вырос на 167 процентов, а сумма привлеченных от населения средств в поддержку уязвимых сограждан составила 16,2 миллиарда долларов. Общемировая тенденция - краудфандинг используют для решения социальных проблем общества.
Россия не отстает от актуального тренда. В Сети сейчас уже зарегистрировано более десятка площадок. За четыре года, например, только одна интернет-площадка Boomstarter собрала 300 миллионов рублей.
В день регистрируется по 50-100 краудфандинговых проектов. Их авторы вводят свои паспортные данные, номера счетов или документы на юридическое лицо. Одновременно подключают аккаунты соцсетей. За полученные доходы платят налоги, утверждает Докшина.
У каждой из краудфандинговых компаний разные условия работы с участниками проектов. Большинство становятся посредниками между авторами проекта и его спонсорами или "покупателями вознаграждения", поскольку при коммерциализации или реализации проекта автор идеи обязуется вознаграждать своих спонсоров. Предоставлять им либо товар, либо услугу, чаще со скидкой.
Второй вариант - упомянуть имя и фамилию в титрах фильма или в разделе "благодарности" в книге, то есть потешить тщеславие. Присланные на понравившийся проект деньги интернет-площадки перечисляют авторам. Если проекты не собирают нужную сумму, спонсорам возвращаются деньги обратно. Спонсоры проектов не получают ни долю в создаваемых на их средства компаниях, ни процент от прибыли. Это уже другое направление - краудинвестинг, уточняет Мария Докшина.
Кстати, вначале самыми популярными проектами для сбора "народных" денег были авторские социальные, литературные, музыкальные и кинопроекты. Теперь наметилась новая тенденция: краудфандинг становится хорошим способом получения денег для бизнес-проектов без венчурных инвесторов и банков. Интересных бизнес-проектов, которые активно финансируют рядовые поклонники, сотни. Например, проект "Биван" - надувной диван для отдыха и путешествий без насоса. За несколько дней после публикации проект набрал нужную сумму для тиражирования, а вскоре пришлось открывать новый сбор денег для тех, кто захотел вложиться и приобрести для себя технодиван.
Гузель Санжапова благодаря народным кредиторам основала производство крем-меда с ягодами и тем самым буквально спасла деревню Малый Турыш в Свердловской области. На прибыльное дело теперь работают пенсионеры. Проектом заинтересовались инвесторы и местная власть, речь уже идет о строительстве фабрики.
Екатерина Кронгауз с помощью интернет-спонсоров создала компанию по поиску няни через приложение к мобильному телефону. В итоге ее проект стал известен миллионам и победил в Национальной премии "ОПОРЫ России" "Бизнес-успех". По мнению Докшиной, сегодня краудфандинг - это не просто голосование рублем за востребованные идеи или изобретения, но еще и тестирование аудитории, которая дает максимально честный отзыв на любой стартап. Чем больше площадок будет открываться, тем быстрее население охватит новый способ финансирования, считают участники рынка.
Однако в Росфинмониторинге видят в краудфандинге риск финансирования террористов. Как ранее говорил "РГ" статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный, растет число просьб граждан в соцсетях по сбору средств под различными предлогами. Опасность в том, что суммы просят высылать микроскопические - от ста до тысячи рублей. А в итоге собираются огромные средства. Поскольку краудфандинг, уточняют в финразведке, законодательно не регулируется, то под ним зачастую понимаются и целевые благотворительные платежи населения в ответ на просьбы анонимных граждан о помощи животным, на лечение детей и прочее. "Этих граждан, скорее всего, никто не проверяет и не идентифицирует, как и движение средств. В этом случае они могут нести на себе риски финансирования терроризма. Однако на специализированных краудфандинговых платформах такая целевая благотворительность запрещена внутренними правилами", - поясняет эксперт. По его словам, благотворительные проекты лучше запускать на специализированных площадках, которые проверяют авторов проектов должным образом.
Но факт есть факт, разрастаясь в масштабное интернет-явление с многомиллиардными оборотами, краудфандинг уже требует особого подхода и государственного регулирования.