Химическая отрасль получит развитие благодаря цифровым технологиям

В современном мире инновации являются ключевым фактором развития отдельных компаний и отраслей, их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. О том, какую пользу приносит их внедрение компаниям химпрома, рассказывает специалист по научным разработкам и технологиям компании Evonik Industries AG Аркадий Майзельс.

Современное промышленное производство невозможно представить без интеграции с цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями. Насколько, на ваш взгляд, ИТ проникли в химическую отрасль вообще и в частности в сферу, которой занимается ваша компания?

Аркадий Майзельс: Первым же вопросом Вы попали в самое "яблочко": информационные технологии, а точнее, будущее информационных технологий и определение их роли в жизни нашей компании являются одной из важнейших задач, которой с середины прошлого года занимается большая группа специалистов в штаб-квартире компании. Желание не просто участвовать в "Интернете вещей", но и формировать его с самых ранних этапов привело к решению концерна вступить в Промышленный Интернет-Консорциум (Industrial Internet Consorcium ) буквально неделю назад. В этом консорциуме Evonik является единственной химической компанией. Это лестно, но я не сомневаюсь, что другие химические компании в ближайшее время к нам присоединятся.

Химия, наверное, самая "отзывчивая" к инновациям наука. Какие продукты с новыми потребительскими свойствами появились в последнее время в отрасли?

Аркадий Майзельс: Есть три класса инноваций в химической промышленности. Вы можете создать новое химическое соединение, изучить, как оно "работает", и придумать, как и где его использовать. Это будет инновация с чистого листа. Разумеется, никто не запрещает вам попробовать решить новым материалом хорошо известную проблему. Вы можете поступить и наоборот - использовать хорошо известный материал в новой области применения. Первый вид инновации - самый долгий, последний - самый быстрый, но все три одинаково важны в жизни химической компании, чтобы обеспечить ее способностью решать стратегические задачи, не теряя способности быстро реагировать на изменения в жизни и обществе.

Сейчас в мире и в России в рамках Life Sciense (Наука о жизни) ученые стремятся увеличить продолжительность жизни человека. Как химия и продукция Evonik могут способствовать этой работе?

Аркадий Майзельс: Evonik работает сразу в нескольких направлениях, имеющих отношение к Life Science. Самая большая группа продуктов - кормовые аминокислоты используется для повышения производительности в животноводстве, что напрямую связано с улучшением качества жизни людей. Кроме кормовых Evonik производит и фармацевтические аминокислоты и биологически активные вещества, которые используются в фармацевтической, пищевой и косметической промышленности, Evonik производит полимеры для фармацевтической промышленности, которые обеспечивают высвобождение активной субстанции в нужном участке желудочно-кишечного тракта, без биологически-совместимых полимеров производства Evonik невозможно представить себе современные искусственные суставы.

Evonik Industries - прежде всего производственная компания. Но без взаимосвязи с наукой вряд ли вы бы добились признания на европейском и российском рынке. С какими вузами, научно-иследовательскими лабораториями в РФ и за рубежом вы сотрудничаете и какую обоюдную пользу эти связи приносят вашей компании и представителям научных кругов?

Аркадий Майзельс: Сотрудничество Evonik с научными организациями многогранно и имеет богатую историю. Для кого-то она начинается на студенческой скамье в форме дипломной работы или диссертации, для кого-то это совместные научные изыскания на билатеральной основе, для кого-то это работа в больших проектах с участием различных организаций.

Разумеется, концерн Evonik тесно связан с ведущими немецкими университетами, но география нашего сотрудничества охватывает сегодня все континенты. Это Университет Миннесоты в США, Университет Токио в Японии, Университет Тронхейма в Норвегии, Университет Шанхая в Китае, Университет Сингапура. Разумеется, в списке наших партнеров есть и МГУ им. Ломоносова.

А какие исследования сейчас ведет ваша компания в рамках НИОКР и какое место в общем объеме инвестиций занимает финансирование научных разработок?

Аркадий Майзельс: Наша компания выделяет 400 миллионов евро ежегодно на научные исследования. Эта сумма примерно соответствует трем процентам годового оборота компании. К счастью, выделить одно-единственное направление исследований не представляется возможным, в концерне ведется работа в сотнях различных научно-исследовательских проектах. Не всем этим проектам суждено стать успешными, но мне хотелось бы процитировать одного из директоров концерна по научно-технической работе, который утверждал, что для того, чтобы найти царевну-лягушку, нужно перецеловать много простых лягушек.

Каким новым продуктом может удивить Россию Evonik в ближайшее время?

Аркадий Майзельс: Мембранами SEPURAN , которые позволяют разделять газы на полезные и бесполезные компоненты без видимых усилий. Например, с их помощью природный газ можно очистить от углекислого газа. Из того же природного газа можно с помощью SEPURAN выделить гелий, можно выделить из смеси газов водород или азот. Кажется, с помощью SEPURAN можно творить чудеса!

На правах рекламы