Малый бизнес оказался лучшим "проводником" инноваций

В Москве стартует форум и шоу технологий "Открытые инновации". Насколько важно для компаний инновационного профиля участие в этом мероприятии? На этот и другие вопросы "РГ" отвечает генеральный директор соорганизатора форума - Фонда содействия инновациям - Сергей Поляков.

Сергей Геннадьевич, что полезного бизнес может почерпнуть на форуме?

Сергей Поляков: "Открытые инновации" - это федеральная площадка для диалога государства, институтов развития, представителей крупного и среднего бизнеса, малых предприятий. Его участникам предоставляется уникальная возможность обсудить приоритетные задачи и проблемы инновационной отрасли и выработать возможные подходы к дальнейшему ее развитию. Стартапам участие в "Открытых инновациях" дает возможность представить широкой аудитории свои инновационные решения, найти инвесторов как среди российских, так и зарубежных корпораций, новые кадры для реализации проекта.

В чем заключается главное содействие инновациям? Судя по всему, инновации пока слабо проникают в нашу жизнь, если им необходимо содействие?

Сергей Поляков: Благодаря планомерной работе над построением единой инновационной экосистемы, которая в последние годы ведется государством, в России сформирована система господдержки инновационного бизнеса на самых разных стадиях его развития, от зарождения идеи до вывода готового продукта на зарубежные рынки. Однако инновационный бизнес по-прежнему нуждается не только в финансовой поддержке, но и в правовой, консультационной, акселерационной и инфраструктурной.

Доля компаний, внедряющих технологические инновации, составляет в России не более десяти процентов

Основное направление деятельности фонда - это финансовая поддержка молодых инноваторов и малого наукоемкого бизнеса путем выделения грантов. Фонд финансирует как НИОКР, так и последующую коммерциализацию разработок. Мы поддерживаем инновационный бизнес на самых ранних стадиях, когда существует большая вероятность, что проект не "взлетит", и слишком высокие риски отпугивают частных инвесторов. В итоге создается "инновационное поле", в которое в дальнейшем могут вкладываться другие институты развития, венчурные фонды и бизнес-ангелы.

Пока, к сожалению, внедрение инноваций не является приоритетным направлением как для крупного, так и для малого бизнеса. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, по отношению к общему количеству компаний в России составляет не более 10 процентов. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг едва ли превышает 3,5 процента. Но без инновационного развития невозможно построение современной успешной экономики. Поэтому со стороны государства и частного бизнеса необходима реализация мер, направленных как на стимулирование спроса на инновационную продукцию, так и на стимулирование предложения инновационных разработок.

Какой бизнес более склонен к внедрению инноваций: малый, средний, крупный, и почему? И кто более всех нуждается в поддержке и содействии?

Сергей Поляков: Опыт фонда показывает, что "проводником" инноваций является именно малый бизнес. В отличие от среднего и крупного он более мобилен и гибок с точки зрения адаптации и внедрения инновационных решений. И в Европе, и в США малый бизнес является главным поставщиком инноваций для крупного бизнеса.

Но одновременно именно малые инновационные предприятия наиболее остро нуждаются в различных видах поддержки как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса. Особенно необходима эта поддержка на первоначальных, наиболее рисковых стадиях развития проекта. Фонд занимается поддержкой малого бизнеса по самым различным направлениям: это IT, медицинские проекты, проекты в сфере новых материалов, приборов и аппаратных комплексов, биотехнологий.

15 миллионов рублей составляет финансирование по программе "Развитие"

С другой стороны, необходимы инструменты поддержки и для быстрорастущих крупных технологических компаний. Сейчас минэкономразвития запустило проект "Национальные чемпионы", в рамках которого прорабатываются дополнительные меры господдержки компаний-лидеров для выведения и закрепления их на глобальных рынках. Фонд выступает здесь в качестве эксперта, помогая отобрать перспективные компании.

Расскажите коротко о программах, которые вы реализуете.

Сергей Поляков: Программы фонда направлены на поддержку малого инновационного бизнеса, высокотехнологичных проектов, молодежных инициатив и сотрудничества с международными партнерами.

В начале условной иерархии программ фонда находится программа "УМНИК". Сбор заявок по ней идет постоянно. Она направлена на поддержку проектов молодых ученых-инноваторов в возрасте от 18 до 30 лет.

Победители программы получают финансирование в размере до 500 тысяч рублей на два года. Такой срок и такая сумма дает изобретателю возможность попробовать свои силы в науке и понять перспективность своей разработки. В среднем мы поддерживаем около 1500 победителей ежегодно.

Следующая программа - "Старт" - направлена на поддержку НИОКР стартапов. Финансирование проектов рассчитано на 2 этапа: на первом этапе компания получает 2 миллиона рублей, на втором этапе - 3 миллиона. Ежегодно по этой программе поддерживаем около 500 стартапов.

В этом году мы запустили программу "Бизнес-Старт". По ней отбираем проекты компаний, которые прошли программу "Старт", и финансируем коммерциализацию их разработок. Гранты по этой программе выдаются в размере до 5 миллионов рублей.

Затем идет программа "Развитие". Она направлена на финансирование предприятий, уже выпускающих высокотехнологичную продукцию, но стремящихся диверсифицировать свое производство или снизить издержки. Финансирование по этой программе составляет до 15 миллионов рублей.

Основным приоритетом программы "Интернационализация" является содействие международному сотрудничеству российских и иностранных компаний, а также поддержка проектов по разработке несырьевой экспортно-ориентированной продукции. В рамках "Интернационализации" Фонд проводит конкурс "Международные программы", который направлен на поддержку российских организаций, участвующих в выполнении инновационных проектов в рамках двусторонних и многосторонних международных программ сотрудничества. Кстати, в этом году мы впервые объявили сбор заявок по программе сотрудничества со странами БРИКС, российско-испанской и российско-армянской программам.

Программа "Коммерциализация" предусматривает предоставление грантов на расходы, связанные с реализацией инновационных проектов, за исключением расходов на НИОКР. По программе было проведено уже четыре очереди конкурсного отбора. По результатам отбора подано более 2200 заявок из 73 субъектов РФ, поддержано более 550 проектов. По итогам 2015 года предприятия, поддержанные Фондом ранее, увеличили свою годовую выручку в среднем более чем на 20 процентов. С появлением программы "Коммерциализация" активный интерес стали проявлять малые предприятия обрабатывающей промышленности, что привело к росту доли компаний из таких регионов, как Республика Татарстан, Новосибирская и Свердловская области в общей структуре финансирования Фондом.

В России имеется хорошая фундаментальная научная база для разработки новых продуктов и технологий

Перечисленные программы - это основные, которые мы реализуем на постоянной основе, ежегодно модернизируя их и запуская новые конкурсы. В прошлом году мы запустили программу "СОПРовождение" для социальных проектов, а также ряд конкурсов для центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТы). В сентябре этого года Фонду выделено дополнительно 2 миллиарда рублей на поддержку проектов в рамках Национальной технологической инициативы. Сейчас идет подача заявок на конкурс "Развитие-НТИ", кроме того в рамках программы "УМНИК" мы проводим отдельные отборы по утвержденным дорожным картам рынков НТИ AutoNet, AeroNet, MariNet, NeuroNet.

В чем главная сложность в процессе внедрения инноваций: придумать новый продукт или коммерциализировать его?

Сергей Поляков: В России есть хорошая фундаментальная научная база для разработки новых продуктов и технологий, но процесс коммерциализации разработок сейчас вызывает наибольшие сложности. Для стимулирования внедрения в производство новшеств необходима более плотная работа между вузами, корпорациями, крупными компаниями и экспертным сообществом. Для успешной коммерциализации в России часто не хватает не столько финансовых возможностей, сколько наличия компетенций по продвижению проектов и опыта вывода нового высокотехнологичного продукта на рынок. Один из инструментов решения этой проблемы - развитие акселерационного движения и ассоциации акселераторов, способных помочь компаниям нарастить сеть полезных контактов и предоставить возможность поработать над своими проектами с ведущими экспертами рынка, а также более детально проработать каналы привлечения клиентов.

Какие отрасли, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными для инновационного развития?

Сергей Поляков: Сейчас можно говорить о большом взаимопроникновении различных отраслей и формировании успешных межотраслевых технологий. Наиболее перспективными видятся направления на стыке отраслей IT и медицины - цифровые технологии в здравоохранении, персональная медицина, нейротехнологии. Большое будущее у биотехнологий, особенно связанных с геномикой и биофармацевтикой, а также у промышленных биотехнологий - биотопливо, биотехнологии в пищевой, химической промышленности. Продолжит развиваться промышленная и сервисная робототехника. Большие перспективы у технологий "умного дома", "умного транспорта".

В целом сфера инноваций сейчас движется в направлении всеобщей цифровизации - это перевод данных в цифровой формат, накопление big data и их дальнейшая обработка с помощью "искусственного интеллекта".