Как вывести из тени самозанятых жителей СЗФО

Госдуме седьмого созыва предстоит принять закон о самозанятых гражданах, гуляющий по кабинетам законодателей уже два года. Без этого документа не получится вывести из тени армию россиян, которые своим трудом зарабатывают на жизнь, но не платят никаких налогов и социальных взносов. Корреспондент "Российской газеты" выясняла, насколько актуальна проблема теневой самозанятости для регионов Северо-Западного федерального округа. И что необходимо предусмотреть в законопроекте, чтобы выиграли и работники, и государственная казна.

Двадцать тысяч на все

Сколько в стране самозанятых граждан, точно подсчитать невозможно. По оценкам мин-экономразвития, аппарата федерального бизнес-омбудсмена, финансового университета при правительстве РФ, их численность составляет от 15 миллионов до 25 миллионов человек. В СЗФО объем такого скрытого рынка труда может превышать миллион работников. Это многочисленные парикмахеры и специалисты по маникюру, работающие на дому, автомастера, чьи "офисы" располагаются в гаражных сообществах, няни, репетиторы, строители, ремонтники и так далее.

Корреспондент "РГ" опросила десятерых своих самозанятых знакомых, проживающих в Калининградской области и Санкт-Петербурге. Только у одного из них есть действующий патент. Еще двое перешли на патентную систему налогообложения, когда ее только внедряли в нашей стране. Но потом вновь ушли в тень, поскольку пользоваться патентом с учетом необходимо-сти уплаты взносов в социальные фонды было слишком дорого и сложно. Остальные никогда не оформляли трудовых отношений с государством. Но практически все готовы это сделать, если появится возможность раз в полгода-год покупать лицензию за приемлемые деньги и больше никуда ничего не платить.

Собственно, с подобной инициативой и выступает федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Предложений несколько: постановка на учет по принципу "одного окна", дешевый патент с единым платежом, автоматическое снятие с регистрации по окончании срока действия патента, запрет на проверки самозанятых граждан контрольными органами, административная ответственность, как у физических лиц.

- По нашим оценкам, эти меры привели бы к выходу из тени минимум пяти миллионов человек, - отмечает федеральный бизнес-омбудсмен.

По словам Бориса Титова, стоимость разрешения на работу не должна превышать 20 тысяч рублей в год. Из них половина пойдет в социальные фонды, половина - в региональный бюджет. При этом региональным властям необходимо предоставить возможность снизить общий размер платежа, урезав свою долю до нуля, чтобы сделать легализацию более дешевой и привлекательной для работников. И если пять миллионов самозанятых граждан заплатят хотя бы по 10 тысяч рублей взносов, социальные фонды страны пополнятся на 50 миллиардов рублей.

- 20 тысяч рублей в год за официальное разрешение на работу - это вполне подъемная сумма, - признается житель Калининграда, который зарабатывает преподаванием английского языка. - И будет хорошо, если для получения такого разрешения не потребуется стоять в километровых очередях в многочисленных инстанциях. Хотя меня и все устраивает в моей нынешней ситуации, возможность легализоваться была бы мне интересна, поскольку числиться безработным не всегда удобно. Например, при подаче документов на визу это создает определенные сложности.

Работа над ошибками

Если все предложения федерального бизнес-омбудсмена войдут в итоговый законопроект, официально оформить трудовые отношения пожелает значительный процент самозанятых граждан, соглашается член совета Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. При этом важно, чтобы через несколько лет единое разрешение на работу не подорожало, как это произошло, к примеру, с единым налогом на вмененный доход.

- Это замечательная идея: платишь один раз в год посильную сумму, и тебе официально начисляется стаж, ты можешь взять кредит, у тебя нет других проблем, связанных с отсутствием официальной работы, - рассуждает Юлия Ротанова. - Но эта фиксированная сумма должна оставаться неизменной, - чтобы гражданину, который уже привлек к себе внимание налоговой службы, через несколько лет не повысили размер выплаты с 20 тысяч до 30-40-50 тысяч рублей в год.

Важно также не повторить ошибки, из-за которых не получила ожидаемую популярность патентная система налогообложения. Многих индивидуальных предпринимателей смутил тот факт, что, помимо непосред-ственных расчетов с налоговой службой, они должны были платить дополнительные отчисления в социальные фонды. Да и разобраться в начислении налогов и взносов людям, не имеющим бухгалтерского или юридического образования, было довольно сложно.

По мнению Юлии Ротановой, в помощь самозанятым гражданам необходимо создать единый портал с простой и удобной навигацией. Это позволит избежать недопониманий, сдерживающих развитие патентной системы налогообложения.

- Чтобы человек мог с первой ссылки поисковой системы перейти на сайт, выбрать свой регион, род деятельности и получить пошаговую инструкцию: сколько, куда и как платить, - продолжает член совета Союза предпринимателей Новгородской области. - На этом же портале необходимо разместить бланки для подачи заявлений и образцы заполнения этих бланков. Кроме того, следует провести широкую рекламную кампанию, объяснять гражданам, какие плюсы они получат от легализации.

Платеж в одни ворота

Конечно, неправильно говорить, что все жители СЗФО, которые обеспечивают себя самостоятельно, отсиживаются в тени. В Вологодской области, к примеру, к концу лета насчитывалось порядка 200 тысяч самозанятых граждан, работающих легально. Это около 30 процентов от всего экономически активного населения региона. Но в целом на теневом рынке труда Северо-Запада "резервы" есть, и они значительные.

В сентябре о необходимости освободить самозанятых россиян на определенный период от налогов и обязательных взносов заявил президент. Затем минфин предложил разрешить самозанятым не уплачивать НДФЛ до 2019 года.

- Но все же, по моему глубокому убеждению, речь должна идти и об освобождении от уплаты взносов в социальные фонды на такое же время, - продолжает Борис Титов. - Это экономисты могут вести споры о налоговом или неналоговом характере соцвзносов, а вот простой народ воспринимает их исключительно как налоги. Если люди придут регистрироваться в качестве самозанятых и поймут, что им все равно нужно производить немаленькие отчисления, то можно снова обжечься и потерять доверие этих людей.

Какие нормы войдут в итоговый законопроект, пока неизвестно. Но эксперты сходятся в одном: даже если до какого-то года самозанятых граждан вообще освободят от отчислений, далее необходимо предоставить гражданам возможность платить налог и взнос одним платежом в одну кассу.

Кстати, пока в российском законодательстве вообще нет такого определения, как самозанятые граждане. Новый закон должен исправить и эту проблему. Скорее всего, к самозанятым отнесут россиян, которые самостоятельно трудятся в определенных сферах деятельности и не привлекают наемных работников.

Комментарий

Ольга Волкова, профессор департамента финансов НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:

- Как мне кажется, государство поможет самозанятым гражданам, если просто оставит их в покое - не будет штрафовать, заставлять легализоваться в обязательном порядке. Ведь деньги, которые зарабатывают эти граждане, - это выплаты одних физических лиц, уже перечисливших государству НДФЛ, другим физическим лицам. Есть еще один важный момент: многие самозанятые люди оказывают свои услуги время от времени, когда не учатся в вузе или не работают на основной работе. Если мы говорим о репетиторах, это чаще всего школьные учителя и преподаватели учебных заведений, которые, кстати, также платят НДФЛ. Нянями и сиделками нередко подрабатывают студенты.

Самозанятость - работающий механизм, который позволяет миллионам россиян зарабатывать себе на жизнь. Если заставить всех самозанятых граждан зарегистрироваться, у кого-то повысятся расценки, кто-то вообще перестанет работать. Пострадают не только самозанятые граждане, но и миллионы россиян, которые сейчас пользуются их помощью.