В Москве прошел Международный фестиваль-школа современного искусства

Театр, которому уже лет сто пророчат гибель как виду искусства, не только выживает, но и взламывает пределы традиционной сцены, распространяясь, как газ в свободном состоянии. Международный фестиваль-школа современного искусства Territoria, в одиннадцатый раз прошедший в Москве, в этом году предложил несколько неординарных мест и способов включения не-театра в театр.

Немецкая театральная компания Rimini Protokoll адаптировала для Москвы спектакль "В гостях. Европа". Зрителей приглашают в гости к хозяевам нескольких московских квартир, готовых принять у себя театрализованные посиделки. При всей неформальности этой встречи, у нее есть свой сюжет и правила. Создателей спектакля интересует способность людей договариваться  и взаимодействовать - так же, как это делают страны и народы во все более глобальном и смешанном мире. Гости рассаживаются за длинный стол, накрытый контурной картой страны, отмечают на ней города своей жизни и соединяют их линиями. На столе стоит аппарат наподобие кассового - жужжа, он выдает билетики с заданием каждому участнику по очереди. А в духовке печется пирог. Люди рассказывают семейные истории, спорят о политике, смеются. В сюжет заложена провокативность - по ходу игры участники должны оценивать друг друга, соревноваться в армреслинге, объединяться против кого-то или кого-то награждать - так же, как в финале предлагается поделить пирог в соответствии с набранными баллами. Это лишь отчасти театр, постольку, поскольку он игра и импровизация. Отчасти же это - групповая психодрама по поиску границ - личных и чужих, сосуществованию без потери себя и ущерба другим. А еще - это весело, когда за столом умные и воспитанные люди, и пирог они делят поровну, конечно.

Появляется красавица, завернутая в крафтовую бумагу, ее обдают струями горчицы и кетчупа

Совсем другой путь нетрадиционного использования театральных возможностей предлагает режиссер Борис Павлович на вполне традиционных подмостках. Социальный театр, идеи которого постановщик развивает в БДТ, предполагает изменение реальности, общественного сознания, условий жизни - это самый левый вид театра. В спектакле "Язык птиц" наряду с актерами работают участники питерского центра абилитации "Антон тут рядом" - люди с аутизмом, Даун-синдромом и другими особенностями. Для них это - еще один способ взаимодействия с миром, которому они учатся в процессе. И для актеров, как утверждает режиссер, тоже. И для нас, зрителей, тоже. Быть увиденным так же важно, как увидеть другого. Театр показывает нам друг друга и себя самих - на сцене и через рампу.

"Живые пространства" - специальная программа фестиваля, превращающая в театр любое место. В этом году ее куратор Талгат Баталов выбрал для экспериментов фитнес-центр, рынок, строительный супермаркет и гостиницу. Там, по мысли автора, человек не только что-то покупает, он акт потребления превращает в основную жизненную деятельность, становясь лишь звеном цепочки потребления. Увидеть иные возможности этих водоворотов городской жизни предлагалось с помощью текстов современных русских авторов. Самыми интересными получились два спектакля.

"Дорогие овощи" по прозе Романа Сенчина разыграны на Даниловском рынке под руководством Егора Матвеева. Поделив зрителей на группы и выделив каждой своего провожатого, режиссер сплел сеть самостоятельных сюжетов, разворачивающихся внутри и снаружи старого круглого рынка. Каждая группа успевает увидеть лишь часть историй, которые складываются в неповторимый спектакль - как и в жизни, все успеть невозможно. Бойкая торговля амбициями, широкое предложение новых товаров, вкусов и идеологий в густой смеси запахов сырого мяса, восточных специй, подгнивших фруктов. А рядом - подлинная ночная жизнь рынка: вьетнамцы режут овощи на завтрашний суп, рабочие что-то моют, пакуют, отвозят тару. Финал щелкает зрителя по носу: "Дорогие овощи! Дорогие фрукты!" - обращается к собравшимся парочка лощеных телеведущих. Тот, кто мнил себя покупателем - такой же товар на общем рынке, истинная хозяйка которого - Здоровая Еда, предмет культа, понимаемый по-разному, но всем желанный. На балконе появляется златовласая красавица, завернутая в крафтовую бумагу, поет оперным голосом, ее обдают струями горчицы и кетчупа - нельзя ироничней обыграть аппетитность секса и бургера, сервировку искусства и попсы.

Сам Баталов поставил "Русский букинг", сложив из рассказов Александра Снегирева путешествие внутри только построенного СтандАрт-отеля на Пушкинской. Фойе, лаунжи, рестораны, коридоры и люксы оказываются сознанием писателя, где зрители могут встретить персонажей, мысли, воспоминания автора. Передав привет Джону Малковичу, режиссер приводит зрителей в самый темный закоулок писательского сознания - на недостроенном верхнем этаже прячутся страх и возбуждение, инстинкты и фантазии. Обнаженная актриса - Людмила Корниенко - на голом цементном полу бесстрашно играет мерцающий женский образ - мать, ведьма, невеста, идол, перформеры вокруг нее танцуют четкий, слаженный балет насилия и подчинения, притяжения и уничтожения (хореограф Александр Андрияшкин). Ритм белых тарелок, то взлетающих в руках танцоров облаком, то ложащихся на героиню тяжелым символом чужой ненасытности, тягучая мелодия текста, холод продуваемой стройки и красота ночных огней за огромным окном сложились в зрелище, полное и драйва, и пафоса.

Это настроение замечательно соответствовало общему духу фестиваля, который раз за разом показывает образцы современного театра, объединенные разве что их неповторимостью.