По его словам, сейчас в реестрах налоговой службы числятся 553 тысячи организации, у которых в качестве одного из видов деятельности записаны коллекторские услуги.
Правда, далеко не всегда речь идет о чистых коллекторских агентствах. Часто подобную функцию в качестве дополнительной записывают консалтинговые фирмы, юридические компании и прочие. А в реальности у них может оказаться масса других забот, и к должникам они не ходят.
В любом случае, число организацией, имеющих право заниматься коллекторством, резко сократится. Напомним, в будущем году вступит в силу закон, регулирующий деятельность коллекторов. Помимо прочего, устанавливаются строгие требования к организациям, имеющим право заниматься такой работой. Один из принципиальных вопросов: по закону это должно быть основным видом деятельности фирмы.
Нельзя будет одновременно числиться, скажем, юридической консультацией и коллекторским агентством. Придется выбирать, какой бизнес - основной.
Предполагается, что контролировать работу коллекторов будет Федеральная служба судебных приставов. Пока правительство не приняло соответствующий нормативно-правовой акт. Но, как уже сообщали СМИ, такой вопрос сейчас прорабатывается.
"У нас не будет много коллекторских агентств, - сказал Артур Парфенчиков. - Закон предъявляет серьезные требования к самому юридическому лицу, которое будет вправе заниматься коллекторской деятельностью. Мы настраиваемся на жесткий контроль в этой сфере, у нас есть стремление и желание наладить конструктивный диалог с теми легальными организациями, которые останутся на рынке. Мы заинтересованы в том, чтобы развивался сегмент негосударственного непринудительного исполнения. Это должно быть удобно и выгодно для всех".
Он особо подчеркнул, что негосударственные организации должны заниматься именно непринудительным исполнением. То есть работать там, где есть возможность мирно договориться. По сути коллекторы должны стать посредниками по примирению.
Один из инструментов коллектора: скупка долга. И после этого коллекторское агентство сможет обращаться, как профессиональный взыскатель, в службу судебных приставов. При этом Артур Парфенчиков особо обратил внимание, что процедура продажи должна быть прозначна, с учетом позиции должника.
"Должен быть консенсус, не должно быть насилия, - сказал глава ведомства. - Цивилизованные коллекторские агентства должны быть главными нашими союзниками в наведении порядка в этой сфере. Будем искоренять саму попытку заниматься коллекторской деятельностью вне рамок цивилизованной регистрации".
Он подчеркнул, что надо разделять возможные нарушения коллекторов и откровенную уголовщину. Если коллекторы, например, сделают лишний звонок должнику (а процедура общения с должником регламентирована, в том числе ограничено число звонков) или потревожат его в неурочное время, это будет административное правонарушение. За это фирме грозит серьезный штраф.
В таком случае коллекторы превысили свою компетенцию, и разбираться с ними будет служба судебных приставов. Если же кто-то бросает бутылку с зажигательной смесью в квартиру должника, это уже не коллектор, это уголовник. Соответственно, материалы будут направляться в правоохранительные органы.