Инициаторы запроса усмотрели нарушения в ходе процедуры внесения поправок в Федеральный закон N382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", которым в НК РФ были, в частности, включены положения о торговом сборе как местном налоге. Во втором чтении в проект была внесена поправка, которая, как считают депутаты, изменила первоначальную концепцию проекта закона, а потому рассмотрение законопроекта нужно было начать заново.
Кроме того, поскольку после внесения поправок закон стал касаться предмета совместного ведения РФ и субъектов, его следовало направить на согласование в регионы, что также сделано не было. А поскольку нарушения процедуры делают закон нелегитимным, то и принятый на его основании столичный закон о торговом сборе тоже должен быть признан не соответствующим Конституции РФ, полагают заявители. Среди других претензий к новому закону - дополнительная нагрузка на бизнес, а также нарушение принципа равенства для предпринимателей Москвы - и по сравнению с регионами, и даже внутри столицы...
Однако в данном случае суд вообще не нашел нарушений. Поправки в НК принимались с целью улучшения администрирования сразу по нескольким видам налогов, а потому коррективы законопроекта возможны и во втором чтении "с целью совершенствования, исходя из потребностей правоприменительной практики". Положение о торговом сборе вполне вписывается в эту концепцию. Учитывая условия, при которых законом предусмотрено введение торгового сбора в субъектах РФ, отсутствие его согласования с регионами не повлекло нарушение конституционных норм; тем более что закон был одобрен Советом Федерации, который в рамках законодательного процесса представляет интересы всех субъектов РФ.
Более того, закон города Москвы "О торговом сборе" подчеркивает связь между размером сбора и местом осуществления торговой деятельности, дифференцируя ставки в зависимости от территории города Москвы, на которой находится объект торговой деятельности.
Судьи также отметили, что столичный торговый сбор увязан с другими платежами в режиме налогообложения. То есть речь об ущербе конкуренции также не идет.